Вторник, 17.12.2024, 05:40Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Священник моего села

«Роль священника в моей жизни»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шелаевская средняя общеобразовательная школа»



Священник моего села. Его вклад в духовную жизнь населения с. Шелаево.


Автор: Павлова Ксения Викторовна,

Ученица 10 класса МОУ «Шелаевская

Средняя общеобразовательная школа»

Научный руководитель: Безшапочная

Татьяна Сергеевна, учитель православной

культуры



Содержание.

Введение.


Глава 1.История жизни священнослужителя с. Шелаево его роль в образовании и формировании морально-нравственных устоев населения.


Глава 2. История церковноприходской школы в с. Шелаево и её роль в формировании морально-нравственных устое населения.

2.1 Здание церковноприходской школы с. Шелаево.

2.2 Учителя церковноприходской школы с. Шелаево.

2.3 Церковноприходская школа начала 20 века.

2.4 Внеклассная работа в церковноприходской школе с. Шелаево.

2.5 Работа с родителями.

2.6 Влияние церковноприходской школы на жителей с. Шелаево, их морально- нравственные устои.

2.7 Отражение моральных принципов христианства в крестьянском труде.

Заключение.

Список использованной литературы и источников исследовательской работы.

Введение.

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества интерес к религии резко возрос.

Так распорядилась история, что православная вера играла главную роль на всех этапах Российского государства и именно она определила основные моральные и нравственные нормы поведения русского человека, способствовала просвещению Руси.

Тема. Выбор темы исследовательской работы «Священник моего села. Его вклад в духовную жизнь населения с. Шелаево» непосредственно связан с моим личным интересом к истории села и православной культуре.

Актуальность. В последнее время довольно остро поставлен вопрос о формировании у подрастающего поколения чувства любви к своей Родине, понимания православных истоков русской государственности, нравственности, духовности и культуры. И изучение истории православия, истории жизней священников, их вклад в духовную жизнь населения, особенно на примере родного села, поможет в этом.

Обзор литературы. В процессе работы над данным исследованием было рассмотрено большое количество источников посвящённых русской православной церкви и её влиянию на общество. Некоторые были использованы при написании работы. Среди них следует отметить: Игумен Георгий (Шестун) Православная школа. – М.: Издательство «Воскресная школа», Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2004-368 с., Каутский К. Происхождение христианства: Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1990-463 с.,Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Политиздат, 1987-336 с.

Цель. На основе подбора, систематизации и обобщения имеющихся источников проанализировать роль священника моего села на развитие образования и формирование морально- нравственных устоев населения (на примере с. Шелаево), определить его влияние и влияние церковно-приходской школы на судьбу жителей села, выявить элементы исторического опыта приемлемые для современной России.

Задачи:

- изучить историю семьи Крассовских, историю возникновения и существования церковно-приходской школы с. Шелаево;

  • определить степень воздействия священника моего села и церковноприходской школы на развитие образования и формирование морально- нравственных устоев населения;

  • выявить возможность использования исторического опыта в современных условиях.

Методы работы. Проведение учебно-исследовательской деятельности, связанной с подбором и анализом исторических источников, обобщением, систематизацией и анализом собранного материала:

-интервьюирование;

-опрос сторожил села;

-работа в краеведческом музее;

-работа с архивными документами;

-изучение литературы, связанной с темой работы.


Глава 1.

История жизни священнослужителя с. Шелаево его роль в образовании и формировании морально-нравственных устоев населения.

«Не судите, да не судимы будете;

Ибо каким судом судите, таким будете судимы;

И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

Евангелие от Матфея глава 7

Люди по-разному могут относиться к церкви. В её истории есть пятна разного цвета. Но в целом можно с уверенностью сказать, что для села это был стержневой корень, та объединяющая сила, которая способствовала единению всех жителей села в одну большую деревенскую семью.

Высокий уровень нравственности, развитие школ, обучение письму и чтению – вот что давала православная церковь.

Вся жизнь моих предков была связана с историей церкви села Шелаево. Сегодня, когда на нас обрушился поток безнравственности, лжи и лицемерия, когда молодёжь пополняет ряды наркоманов и царит распущенность, когда рушатся вековые традиции крепкой семьи, церковь вновь берёт на себя бремя ответственности по спасению души человеческой.

К сожалению, в настоящее время в нашем селе нет церкви, но сторожилы села помнят, как строилась церковь, как выглядела.

Главную роль в церкви, конечно же, играл священник. На памяти у наших стариков было два священника: Иван Крассовский и Фёдор Бедин.

Иван Крассовский оставил большой след в памяти шелаевцев.

2.1. История семьи Красовских.

Красовские… Эта семья была для шелаевцев лучом света как в православной жизни, так и в обучении детей в церковноприходской школе. Жили Крассовские в с. Шелаево долго. Их младшая дочь Мария родилась в 1879 году.

Священник сельского прихода – Иоанн Крассовский (церковь Тихвинской Божией Матери) был человеком высокой культуры, вёл исследовательские труды по богословию, но перед смертью сжёг все свои записи. В семье у отца Иоанна и матушки Елизаветы родилось 11 детей, но шестеро умерли в младенчестве.

Дочери Екатерина, Любовь, Надежда, Вера, Мария воспитывались в Воронежской гимназии и получили специальность учителя.

Каким был священник Крассовский? В селе его называли батюшкой. Кроме служебных своих обязанностей в храме он был наставником в нравственном становлении молодёжи. Способствовал развитию певческих навыков в церковном хоре (пример Свирида Петровича Ханина, Фрола Петровича Ханина, Стефана Васильевича Теплякова и др.)

В церковноприходской школе, где работали его дочери учительницами, проводил первый урок закона Божьего, с учениками разучивал хоралы в актовом зале, награждал отличников книжечками, карандашами. Иоанн Крассовский благословлял новобранцев в царскую армию. Так было раньше: солдаты, с детства, впитавшие в себя слово Божие, знали, что в годы службы, в годы войны найдут духовную поддержку у своего священника, и поэтому долг свой перед Богом и Отечеством выполняли усердно и достойно. И к нему в первую очередь пришли с докладом, что служили верой и правдой за веру, царю и Отечеству Ханин Свирид Петрович и Ерохин Никита Иванович, которые были награждены четырьмя Георгиевскими крестами в Первой мировой войне.

Перед Пасхой батюшка обходил все дома, освящая их перед светлой седьмицей. К нему мог обратиться всякий за советом, он помогал рассудить семейные неурядицы и наставить на путь истинный. Он как отец не оставлял свою паству без совета и помощи в мирских делах.

В начале 20-го века священник показал пример в обустройстве усадьбы. У себя дома он посадил (1905 год) пирамидальные тополя, сосны, жасмин, сирень, пионы. Это вместе с дочерьми. Он научился проводить окулировку яблонь, груш. Яблоня «спасовка» и груша «бессемянка» сохранились до 60-х годов 20-го века. Ромашовка (Боголюбовка) была в приходе Шелаевской (Богородицкой) церкви Тихвинской Божией Матери. Иван Крассовский водил дружбу с хозяевами панских экономий Ромашовки. У пана Костантина (хозяина Кузнецовки) был устроен сад (панский – под руководством немецкого садовода, который заложил и питомник у пана Романа (Ромашовка) были особые сорта яблонь, откуда Иван Крассовский брал посадочный материал, глазки для прививок и черенки. Он показал пример садоводства. От него учились Илларионов Тимофей Петрович, Корякин Сергей Андреевич. Сажали фруктовые сады многие шелаевцы, делились опытом друг с другом. А потом, уже в 30-е годы закладывали колхозный сад.

Это был высокообразованный батюшка. Он был знаком со Львом Толстым. Вечерние чтения с детьми в семье, особенно рассказов писателя из круга детского чтения. Дочери его знали наизусть все стихи Пушкина. Мария Ивановна до глубокой старости читала стихи Пушкина, Некрасова наизусть, будучи ослепшей (свидетельства Зои и Иры Вереиных, которые своё детство провели рядом с этой учительницей ЦПШ до 1966 года).

Отец Иван Крассовский был примером для своих внуков. Из всех его дочерей только Екатерина Ивановна вышла замуж за не очень богатого человека, скорее всего служащего на железнодорожном транспорте (Зоя Ивановна о воспоминаниях Марии Ивановны о племянниках). В семье Екатерины Ивановны было 6 детей: 2 дочери и 4 сына.

Павел и Михаил по примеру деда стали священниками в Воронежской епархии.

Константин получил образование ветеринара и служил в царской армии. Когда ещё мальчиком гостил в семье деда, пел на клиросе, имел много друзей среди шелаевских ребятишек. Отступал вместе с армией Деникина до Перекопа.

Дмитрий учился в Германии, был инженером. У князя Михаила (брата царя) был управляющим по сахарному производству в Воронежской губернии. На автомобиле приезжал в Шелаево в гости к тёте Марии Ивановне.

Иван Крассовский имел награду – ковёр, вытканный воронежскими монахинями на религиозную тему. Так отмечен был его труд на поприще нравственного влияния на жизнь паствы.

Похоронен был Иван Крассовский у восточной стены церкви Тихвинской Божией Матери. И когда прокладывали водопровод от водонапорной башни к центру села, экскаватор вскрыл останки захоронения (кусок ризы, длинные седые волосы). Всё это было снова уложено в траншею.

Священник Иван Крассовский был неординарной личностью, человеком эрудированным, с разносторонними интересами и нёс в народ просвещение как религиозное (заботился о нравственной чистоте душ прихожан) так и многие житейские вопросы жизни были в поле его внимания.

Глава 2. История церковноприходской школы в с. Шелаево и её роль в формировании морально-нравственных устое населения.

Семья Крассовских сыграла значительную роль в формировании морально-нравственных устоев населения сёл Богородицкое, Богоявленское и Боголюбовка (так назывались сёла Шелаево, Колыхалино и Ромашовка в церковных книгах).

Храм, а потом и школа формировали в народе наравне со знаниями желание жить по заповедям Божиим.

2.1.Здание церковноприходской школы с. Шелаево.

Церковно-приходские школы открывались на Руси при храмах и монастырях. В стародавние времена только единицы крестьянских детей могли обучаться грамоте. Батюшка или сельский дьячок обучали чтению псалтыря и несложным арифметическим действиям. К грамотеям на селе относились с особым почтением.

В конце 19 века стали строить школы и в сельской глубинке. В это же время открывают школу и в с. Шелаево.

Здание церковноприходской школы в нашем селе сохранилось до настоящего времени. Построено оно добротно, из рубленых брёвен, обмазано глиной. Состояла школа из пяти классных комнат, а так же канцелярии. Один класс отводился под жильё для учителей (при необходимости). В школе были высокие потолки, светлые окна. Оборудование в церковноприходской школе было нехитрым: доска и мел у учителя, грифельные доски у учеников, чтобы писать, а затем стирать написанное после проверки. Учебный год длился с Покрова (14 октября) до Егория (6 мая), так как дети много помогали дома по хозяйству. На каникулы отводилось время Святок и три дня Пасхи.

В здании церковноприходской школы до 1972 года размещались 5 классов Шелаевской средней школы. Сейчас это помещение распределено под квартиры жителей села Шелаево.

2.2.Учителя церковноприходской школы с. Шелаево.

В памяти сторожилов с. Шелаево сохранились имена учительниц церковноприходской школы. Были ими сёстры Крассовские: старшая – Любовь Ивановна и младшая – Мария Ивановна. Они были дочерьми священника Иоанна Крассовского, настоятеля храма Тихвинской Божией Матери.

Крассовская Любовь Ивановна начала свою педагогическую деятельность ещё в конце 19 века. Она была строгой и требовательной, но справедливой. Она не оставляла без внимания проступки и поощряла прилежание в учёбе. Благодаря ей те, кто воевал в Первую мировую войну могли написать домой письмо. Это Ханин Свирид Петрович, Глебов Михаил Митрофанович, Ханин Фрол Петрович.

Крассовская Мария Ивановна была склонна к музицированию, перевезла из дома в школу старенькое пианино. Она увлекалась естествознанием, вела фенологические наблюдения. Помимо уроков в школе она проводила с детьми много времени. Мария Ивановна водила своих подопечных в поле, к реке, на луга. Этим она развивала в детях наблюдательность и любовь к родной природе.

В судьбе М. И. Крассовской произошёл крутой поворот с приходом советской власти. В школу пришли новые программы, и дочери священника места не нашлось. В с. Шелаево был организован комитет бедноты, и Мария Ивановна была принята туда секретарём. Она писала протоколы и на заседаниях правления колхоза «Красный Путиловец».

Была Мария Ивановна по-христиански добродетельной. Помогала людям советом и делом. Житель нашего села, Вереин Иван Васильевич, стал ей почти сыном. Семья Вереиных была раскулачена. Сестра и брат Ивана Васильевича ушли на фронт, мать умерла. Малолетнего Ивана приютила Мария Ивановна Красовская. Иван Васильевич вспоминает, что бедность в доме была неимоверная. Текла крыша, из одежды – фуфайки, из «богатства» - дежники и скатерти из храмового имущества. Мария Ивановна приняла участие в судьбе Ивана Васильевича. Она благословила его брак с избранницей Марией, помогала воспитывать их дочерей Зою и Ирину. Девочки в школе отличались от сверстников начитанностью, хорошо учились. Сочинение Зои о памятнике было на выставке в Белгороде. Ира окончила школу с серебряной медалью. Иван Васильевич всю жизнь был благодарен своей спасительнице. Под конец своей жизни Мария Ивановна тяжело болела, почти ослепла, у неё открылась гангрена ноги. Умерла Мария Ивановна Крассовская 5 апреля 1964 года. Могилку оберегают все из семьи Вереиных и помнят эту женщину как человека большой души и благородного сердца.

2.3. Церковноприходская школа начала 20 века.

Православие объединяло сельскую общину в единую большую семью. Центром воспитания в сельчанах благочестия являлась Христова церковь и церковноприходская школа при храме. Школы строились непосредственно рядом с церковью. В них (школах) преподавался Закон Божий, распевались молитвы и псалмы. Ученики посещали богослужения. Особо преуспевающие дети участвовали в них. Из жителей нашего села таковыми являлись:

-Тепляков Стефан Васильевич (читал псалтырь на клиросе);

-Ханин Свирид Петрович (пел на клиросе);

-Ханин Фрол Петрович (пел на клиросе);

-Зубцов Нестер Дмитриевич (пел на клиросе);

-Чурносова Анастасия Кирилловна (пела на клиросе, бала певчей на похоронах);

-Подерягина Марфа (пела на клиросе, певчей на похоронах);

-Косова Ольга (пела на клиросе, была певчей на похоронах);

-Вереина Ефросинья (пела на клиросе, была певчей на похоронах);

-Рагуткин Яков (пел на клиросе, научил свою безграмотную жену Софью читать псалтырь, и она читала на похоронах и поминках).

В школе учили чтению, письму, арифметике. Но не все новички доходили до выпуска. Девочки, освоив азы письма и чтения, через год- два оставались дома нянчить братьев и сестёр, прясть и помогать по хозяйству. Мальчики учились дольше, этого требовало государство. Военнообязанные должны быть грамотными. Окончившие школу, считались на селе большими грамотеями.

В первые годы советской власти открывались школы на селе для взрослых – ликбезы. И выпускники церковноприходской школы с. Шелаево Тепляков Стефан Васильевич и Зубцов Нестер Дмитриевич обучали неграмотных односельчан. А Зубцов Н. Д. долгое время был заведующим избой-читальней (библиотекой). Бывшая ученица церковноприходской школы Чурносова Анастасия Кирилловна зарекомендовала себя очень грамотной и была приглашена секретарём в райвоенкомат.

Учителя церковноприходской школы строго следили за успехами в учёбе своих воспитанников. Лучшие поощрялись подарками – книги, иконки, карандаши. Начальная церковноприходская школа многим дала путёвку в жизнь:

Бегичев Семён Афанасьевич жадно впитывал всё сказанное учителем. Любовь Ивановна Крассовская рекомендовала ему учиться дальше. Повзрослев, он устраивается на станцию Валуйки. В гражданскую войну Бегичев Семён Афанасьевич возглавляет партизанский отряд украинских шахтёров. Имея запас прочных знаний, Бегичев С. А. окончил рабфак, ж/д институт и работал начальником железной дороги. Всю войну восстанавливал он ж/д полотно, двигаясь вслед за фронтом. Возглавлял Семён Афанасьевич и управление Московской окружной дороги. Награждён Бегичев С. А. И Орденом Ленина.

Сидякин Марк Емельянович работал начальником ж/д грузового двора ,в годы Великой отечественной войны на Дальнем Востоке , награждён Орденом Красного Знамени.

Щеткин Терентий Стефанович в годы войны работал начальником порта на Дальнем Востоке.

Волконитин Андрей Аксентьевич стал учителем в Шелаевской школе. В годы Великой Отечественной войны вместе с Князевым Сидором он предотвратил угон 180 шелаевцев в Германию.

Тепляков Стефан Васильевич работал главным бухгалтером Шелаевского сельпо.

Братья Корякины – Сергей Андреевич, Анистрат Андреевич и Иосиф Андреевич для шелаевцев были большими помощниками. Написать письмо, грамотно составить прошение, заявление, жалобу. Приходили ответы с положительными решениями даже из СНК (Совета Народных Комиссаров).

Ханин Дмитрий Петрович был организатором колхоза «Красный Путиловец». Шальнев Лазарь Васильевич был первым председателем колхоза, затем возглавлял МТС. Ханин Д. П. И Шальнев Л. В. были награждены грамотами за подписью Сталина в 1936 году за организацию коллективного хозяйства.

Этот список можно ещё продолжить, но для примера этого будет достаточно.

2.4. Внеклассная работа в церковноприходской школе с. Шелаево

велась разная, но вся она вся была направлена на привитие ребенку любви к Родине, знание народных традиций:

-проводились беседы о праздниках христианской церкви, о приметах природы в календаре труда крестьянина.

-загадывались загадки. Например, «Летит зверек через божий домок. Летит и говорит – вот моя силка горит». (Ответ: церковь, пчела и восковая свеча).

-хоровое пение молитв.

-на пасху дети выходили на горку и катали окрашенные яйца.

-на Сороки зазывали сорок сороков птиц, поднимая над головой печеные хлебы-жаварнушки.

-учили пословицы и поговорки о труде.

-инсценировали или читали по ролям басни, сказки и рассказы русских писателей – Крылова, Некрасова, Л.Н. Толстого, А.С.Пушкина.

2.5.Работа с родителями

Церковно-приходскую школу с. Шелаево содержали родители. В год они вносили определённое количество зерна, заготавливали дрова на зиму, белили классы внутри и обмазывали стены снаружи.

Любовь Ивановна Крассовская не оставляла ни одного проступка своих учеников, сообщала родителям и добивалась послушания. Достаточно примера о том, как был проучен один из выпускников школы Ханин Фрол Петрович. Он окончил 4 класса и работал с отцом в поле. Однажды он не поздоровался с учительницей на дороге (далеко было, из переулка выходила). Любовь Ивановна сообщила об этом отцу Фрола. За непочтение был им высечен вожжами так, что при встрече потом картуз снимал и кланялся.


2.6. Влияние церковноприходской школы с.Шелаево на жителей, их морально-нравственные устои.

В школе ученики получали крепкие устои морали и нравственности. Так в сельской общине были учреждены дни милосердия. Их называли «помочи». Весной, летом и осенью в этот день, оставив все домашние заботы, люди шли на помощь вдовам и сиротам в работе на поле.

Сев, жатва, запашка под озимые – это святая обязанность перед обществом.

Добросердечные отношения среди родственников и соседей были нормой на селе. Если строили дом, то всем миром, женили всей родней и горе оплакивали сообща.

В годы испытаний жители еще теснее сплачивались. В 30-е годы раскулачивание коснулось сотен человеческих судеб, но даже под страхом наказания властей, люди помогали друг другу. Например, семья Аркатовой Марии нашла приют в избушке Вереина Трофима, четверо детей Акима Леонтьевича перезимовали у Фрола Ханина, где и своих-то было «семеро по лавкам».

А когда по стране прошла волна разорения храмов и докатилась до с. Шелаево, то многие односельчане разобрали по домам на хранение иконы, церковную утварь, книги, рушники с икон. А иконы Тихвинской Божией Матери не один десяток лет сохраняли Шелаева Татьяна Андреевна и её дочь Анастасия Лазаревна. Они надеялись, что наступит время, и её вернут на место. Икону эту постоянно переносили из дома в дом на похороны и поминки бывших её почитателей и прихожан храма.

Убеждения, сформированные у учащихся церковноприходской школой, были настолько крепкими, что даже в трудный час испытаний люди не принимали более легкого пути.

Когда грянула Великая Отечественная война, все односельчане встали на защиту своей страны. Более 600 человек воевали на фронтах. Все остальные, от мала до велика, трудились, не покладая рук. Сеяли и пахали, обеспечивая фронт хлебом. Работавшие на железнодорожном узле станции Валуйки обеспечивали движение составов на фронт. Десятки наших односельчан погибли под бомбежками на сортировочной станции. Подростки с 10 – летнего возраста все работали в поле, носили снопы, собирали колоски, подносили воду. Те, кто был постарше, пахали на волах, лошадях и тракторах. 323 человека из числа тружеников тыла награждены юбилейной медалью « 60 лет Победы в великой Отечественной войне 1941-1945 г.г»

Жизнь на селе в годы войны была подчинена лозунгу «Все для фронта! Все для Победы!» Село притихло, люди с надеждой ждали. Похоронки полетели к концу 1944 и весь 1945 года шли, все больше « без вести». И опять горевали все сообща. Откуда силы брались?!

Силы для терпения получали от женщин, умудренным жизненным опытом, матерей и жен, проводивших на фронт сыновей, дочерей, мужей. Как провожали? С материнским благословением, тайком зашивая в одежду крестик или молитву Николаю Чудотворцу – защитнику воинства на суше и в море. А ещё в холщовый мешочек горсть земли от родного порога, чтобы вернулись живыми…

Друг к другу в селе были добросердечны, делились щепоткой соли, закваской для хлеба, бежали к соседям за «жаром» из печки, чтобы растопить свою печку. Делом обычным было занять чугунок или ложку, если случались гости. Ведь жили все семьи настолько скудно, что элементарных вещей в быту не хватало. Однако жили по заповедям христианской церкви, которые были твёрдо усвоены в церковноприходской школе и от родителей. А если кто-то нарушал эти заповеди, то о нём говорили: «Без креста во лбу».

Примеров добрососедства, взаимопомощи сострадания можно привести множество. Все это плоды религиозного воспитания в семье, значимую роль в котором сыграли церковь и церковноприходская школа в начале XX века.

Заключение.


В нашей исследовательской работе мы проследили влияние священника моего села на развитие образования и формирование морально- нравственных устоев населения (на примере с. Шелаево), определили его влияние и влияние церковноприходской школы на судьбу жителей села, выявили элементы исторического опыта приемлемые для современной России.

церкви на развитие образования и формирование морально – нравственных устоев населения (на примере села Шелаево). И пришли к выводу, что влияние церкви, священника и церковноприходской школы на население было очень велико. На примерах, мы доказали, что священник и церковноприходская школа с. Шелаево дала путевку в жизнь не одному нашему односельчанину. Именно полученным знаниям в этой школе добивались они успехов в жизни, смогли выжить в трудное время. А ели кто и погибал, то никогда не отрекался от своих родственников и Родины. Огромное влияние оказывал личный пример учителей церковноприходской школы. Они сами жили по христианским заповедям и своих подопечных учили этому. Никогда не бросали своих близких и даже незнакомых людей наши односельчане в трудную минуту. Жили мирно и помогали друг другу тоже всем миром.

Жители села, обучавшиеся в церковноприходской школе, передавали свои знания детям. Тоже прививали им чувство братства, милосердия, взаимовыручки, долга перед своей Родиной.

Мы считаем, что все выше перечисленные качества формируют здоровую личность.

Что касается возможности использования исторического опыта в современных условиях, то мы считаем, что материалы проведенного исследования могут оказать помощь при разработке лекционного курса и семинарских занятий в системе местных учреждений образования и культуры по профилю ОЦП, а так же являются существенным пополнением информационного фонда историко–краеведческого музея села Шелаево.

Список использованной литературы и источников исследовательской работы.

Игумен Георгий (Шестун) Православная школа. – М.: Издательство «Воскресная школа», Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2004-368 с.

  1. Каутский К. Происхождение христианства: Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1990-463 с.

  2. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Политиздат, 1987-336 с.

  3. Азбука православия: Евангелие. Апостол. Жития святых. – М.: Фонд содействия книгопечатанию Русская миссия, 1999 –485 с.

  4. Религии мира: Пособие для учителя / Я. Н. Щапов, А. И. Осипов, В. И. Корнев и др., под ред. Я. Н. Щапова. – М.: Просвещение, 1994 –192 с.

  5. Интервью: Анисимова Т. И. Рассказ об учителях церковноприходской школы с. Шелаево: (беседа с жителем с. Шелаево / Записала К. Павлова.) – 2009г.

  6. Интервью: Вереин И. В. Рассказ об учителях церковноприходской школы с. Шелаево: (беседа с жителем с. Шелаево / Записала К. Павлова.) – 2009г.

  7. Интервью: Вереина О. Т. Рассказ об учителях церковноприходской школы с. Шелаево: (беседа с жителем с. Шелаево / Записала К. Павлова.) – 2009г.

  8. Интервью: Павлова А. М. Рассказ о церковноприходской школе с. Шелаево и её учениках: (беседа с жителем с. Колыхалино / Записала К. Павлова.) – 2009г.

  9. Интервью: Павлова Е. Е. Рассказ о церковноприходской школе с. Шелаево и её учениках: (беседа с жителем с. Колыхалино / Записала К. Павлова.) – 2009г.





Шелаевская СОШ © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz