Развитие ремесла
(лозоплетение)
в селе Шелаево в начале XX века
Автор: Савельева Яна Евгеньевна,
ученица 10 класса
МОУ «Шелаевская средняя
общеобразовательная школа»
Адрес: 309974
Белгородская область
Валуйский район
С. Шелаево ул. Центральная д. 74
Тел.: 89511440469
Руководитель: Безшапочная
Татьяна Сергеевна, учитель
православной культуры
2010
Развитие ремесла (лозоплетение) в селе Шелаево в начале XX века
«Осознанность народом своего бытия
есть, может быть, самая большая сила,
которая движет жизнью»
В.И. Вернадский.
Наш край чрезвычайно богат талантливыми людьми. Земля Белгородская подарила России замечательных артистов, крупнейших ученых, прекрасных художников и умелых мастеров. Вот и в нашем селе, где более четырехсот лет уже живут и работают люди, можно найти особый слой жителей, которые заботливо создают красоту своими руками, чтобы скрасить серый деревенский быт. Побывав на экскурсии в школьном краеведческом музее, я была поражена красотой рушников, расшитых яркими петухами, похожими на жар-птиц, сценами деревенского быта, затейливыми узорами из растений и геометрических фигур; поразила меня одежда жителей села, а еще удивила грамота, выданная нашему односельчанину в 1908 г Валуйским земством за искусство лозоплетения, и подумалось мне о том, кто были они эти замечательные умельцы нашего села, какова их судьба? Тем более что и сегодня есть в моем селе мастеровые и одаренные люди. Почему бы ни увековечить в истории имена всех этих ремесленников? Так родилась у меня идея собрать материал о народных умельцах нашего края.
Слово «ремесло» произошло от слова «ремес»- плотник. Это слово обозначает и обозначало разные виды работы, по преимуществу ручной.
В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».
Ремесло – это умение что-то изготовлять. «Ремесло за плечами не виснет» - говорили предки, подчёркивая первозначимость умения перед материальной его завершённостью, умения перед вещью.
Наличие и своеобразие ремесла зависело от местности, в которой проживал человек.
Я провела анкетирование среди учащихся 8-10 классов, с целью выяснения знают ли представители молодого поколения о том, какие ремесла распространены были на территории нашего села ранее.
Были предложены следующие вопросы учащимся:
1. Знаешь ли ты, какие ремесла были распространены в нашем крае ранее?
2. Знаешь ли ты, какими видами ремесла занимаются жители нашего края сейчас?
3. Кого из жителей нашего села, народных умельцев, вы знаете?
Результаты были такие: из 10-х классов опрошено 26 человек на первый вопрос ответили; что знают, какими ремеслами занимались в нашем крае – 19 человек. Дети называют следующие ремесла в нашем крае:
плетение из лозы
изготовление изделий из дерева (коромысла, ведра)
ткачество
вышивка
изготовление половиков
гончарное дело
вязание
бондари
Отрицательно ответили – 7 человек, т.е. они не знают, какими ремеслами занимались в нашем крае.
На второй вопрос ответили положительно – 15 человек, назвав следующие виды ремесла: 1) изготовление веников, метелок
2) Лозоплетение
3) Вышивка
Вязание
Шитье
Резьба по дереву.
Отрицательно ответили 11 человек.
На третий вопрос смогли назвать среди жителей села людей, занимающихся ремеслом 10 человек.
1)Беляев Евгений – плотник (2 чел), Кубаева Маргарита – 2 чел (резьба по дереву).
2) Мазаловы -1 чел. ( плотничество и лозоплетение)
3)Потеряхина Зоя - швея.
Отрицательно ответили 16 человек.
Из 8 классов опрошено 16 человек. Результаты следующие:
1) Знают о ремеслах края – 16 человек, называют следующие виды: 1) вышивание, лозоплетение, резьба по дереву, шитье, кузнечное дело, гончарное дело.
2) Знают, какими ремеслами занимаются сегодня – 14 человек (резьба по дереву, плетение корзин, вышивка, шитье). Не знают - 2 человека
3) Называют людей, которые занимаются каким-то ремеслом в селе сегодня. 10 человек – называют Кубаеву М – 5 чел Мазалова С. – 5 человек, Панфилова – 3 человека, 6 человек не знают таких людей.
Таким образом, анализируя анкету можно сделать вывод, что 26,9 % учащихся не знают, какие ремесла были распространены в нашем крае.
60% учащихся называют лозоплетение как самый распространённый вид ремесла в селе.
42.3% не знают, какими ремеслами занимаются сейчас в нашем крае.
38,4 % знают людей, которые занимаются различными видами ремесла в нашем селе.
Чтобы заполнить пробелы в знании ремёсел, я и начала свою исследовательскую работу и решила сделать акцент на искусстве лозоплетения, ведь 60% учащихся называют его самым распространённым видом ремесла.
Использовала я такой метод, как интервьюирование и взяла интервью у жителя нашего села Кубаева Владимира Самсоновича 1932 года рождения, который сегодня славится в селе своими изделиями из лозы. Он учился этому искусству сам, наблюдая за работой мастеров. Отец его был кузнецом, но дома иногда плел корзины. Поэтому интерес к этому ремеслу появился у Владимира Самсоновича с детства, но заниматься им он начал позднее. В 13 лет стал осваивать плетение из лозы, потому что после гибели отца на войне нужно было помогать матери и младшему брату. Первым навыкам обучил его дядя. Книг по лозоплетению не было, поэтому до многого приходилось Владимиру Самсоновичу доходить собственным умом, подсматривать у других мастеров. Одним из таких мастеров был Сурин Яков Митрофанович – наш односельчанин. Оказалось, что это тот самый человек, грамота которого висит в нашем музее. И мне захотелось узнать о нем как можно больше. Я выяснила, что родственников у Якова Митрофановича практически не осталось, но живет в нашем селе его внучка, Прасковья Александровна Шелаева. Мне удалось взять у нее интервью. Она рассказала мне много интересного о своём дедушке.
Был он человеком мастеровым и одарённым. Родился Яков Митрофанович Сурин в селе Шелаево в 1885 году. Детство, обычное для многих деревенских ребятишек, оставило в нём смутные воспоминания: очень уж тяжёлым и безрадостным оно оказалось.
Дом был большим, под черепицей, гостеприимным и добрым. Растили детей в уважении к старшим и любви к младшим. Четыре года Яков Митрофанович посещал церковно-приходскую школу нашего села. Здесь научили его думать, интересоваться окружающим миром, привили любовь к чтению. Что не познал в школе, то одолел крестьянским умом и хваткой. А любовь к книге сохранил до глубокой старости.
После школы Яков Митрофанович закончил ещё Валуйское ремесленное училище. Учился здесь лозоплетению. Отличался хорошим поведением и прилежанием к труду.
До советской власти этот мастер работал как ремесленник: сам делал, сам возил свои изделия на базар. Его там хорошо знали, товар ценили. Об этом свидетельствует ГРАМОТА за искусство лозоплетения, выданная Валуйским земством в 1908 г., которая сейчас хранится в школьном музее.
Немного позже работал Яков Митрофанович в Шелаевской артели. Из талантливых рук его выходили замечательные детские кроватки, кресла и стулья, этажерки для книг, корзиночные изделия (лукошки), шумовки и др.. Когда артель распалась Яков Митрофанович работал дома. Заказов всегда много было, особенно из посёлка Уразово. Люди там жили зажиточнее, чем у нас. Для врача Кобанова ремесленник смастерил всю мебель в дом. Делал изделия и для своих односельчан: Саловой Веры, Суриной Марфы, для семей Князевых, Вереиных. Для школьников мастерил этажерки.
Куст для изделий ремесленник заготавливал за рекой Оскол в своём селе Шелаево. Резал его по балкам, озёрам. Куст выбирал с краснинкой, называли его «шульга». Это был мелкий куст, который использовался для маленьких изделий: лукошек, корзинок, шумовок. Для более крупных изделий (кресла, этажерки, стулья, подцветочницы) нужен был материал покрепче. Его Яков Митрофанович тоже заготавливал в своём селе. Растёт он здесь всюду и называется – лоза. Куст приносил домой. Мелкий -складывал в чугун, заливал водой, кипятил, вытаскивал. Потом складывал в ровные стопочки и сразу укрывал «дерюгами», т. е. большим куском грубой ткани, чтобы куст пропарился и хорошо чистился. Чистил его Яков Митрофанович сидя, брал «драчку» (от слова отдирать) и отдирал кору. Крупный куст очищал ножом. После «драчки» мелкий куст мастер надрезал ножом у основания, маленьким колуночком раскалывал его и складывал. Заготавливал большие стопки. Затем мелкий куст пропускал через шинок (от слова «шинковать»). Подручный материал выходил гладкий, мягкий и удобный для дальнейшей работы.
Кресло Яков Митрофанович начинал изготавливать с нижней крестовины, потом делал к ней ножки. Для скрепления крупного куста использовались мелкие гвоздики и проволока. Для того чтобы выгнуть куст на спинку кресла, использовалась так называемая «жамка». После обработки на ней куст получался овальный или круглый. Характерной особенностью работы Якова Митрофановича было умение плести косички из куста для украшения своих изделий. Такие затейливые узоры использовал он и для кресел. Косички плелись из мелкого куста, из 7 кустиночек. Повторить эту кропотливую работу никто из последователей не смог. После изготовления украшений Яков Митрофанович начинал делать сиденье кресла. Для этого тоненький куст тщательно пропускал через шинок. Потом каждый кустик прибивал на обыкновенный обеденный стол и начинал плести кружева. Лишние боковиночки затем обрезал, округлял и прибивал. Работа готова. Работа эта была кропотливая, трудоёмкая, но, к сожалению, малооплачиваемая.
В советское время народный умелец делал для колхоза, в который вступил в 1933 году, «кошёлки», т. е. большие корзины, при помощи которых колхозники собирали свеклу с закреплённых за ними участков. Звеньевые всегда хотели, чтобы именно Яков Митрофанович плёл корзины, потому что его изделия отличались хорошим качеством.
Прасковья Александровна часто оставалась с дедом дома, так как её мама рано уходила на работу и трудилась допоздна. Внучка помогала своему деду в работе: ходила за лозой, держала «жамку», чтобы гвозди с обратной стороны заворачивались и не кололи. Якову Митрофановичу труд был в радость. Плетя очередную корзину, он всегда напевал песни. Прасковья Александровна вспоминает, что дед никогда не ругался и был очень добрым человеком. Настолько добрым, что его любили все дети, а ведь было у него их пятеро (две дочери и три сына ). Матерью Прасковьи Александровны была старшая дочь Якова Митрофановича. Овдовел талантливый мастер рано. На руках осталось 5 детей, но он больше не женился.
Вот так за всю жизнь Яков Митрофанович Наумкин, так его звали по-уличному, нажил пятерых детей и славу талантливого мастера.
Всю жизнь этот незаурядный человек прожил в родном селе, а умирал в Уразово у сына Епифана . Не стало народного умельца 19 июля 1971 года, на 86 году жизни ушёл он в мир иной, оставив о себе память и благодарность потомков.
Были у Якова Митрофановича соратники по лозоплетению: Кубаев Владимир Самсонович, Луншин Аликан, Шелаев Валентин Они тоже наши односельчане. Но никто из них не превзошел по мастерству Якова Митрофановича.
Очень сожалел Яков Митрофанович о том, что никто из детей не пошёл по его стопам. Но, тем не менее, все они достойные наследники своего отца. Они сохраняли память о нём и передавали потомкам. Сегодня для нас ценны воспоминания внучки Якова Митрофановича - Прасковьи Александровны. Она может не только рассказать о своём деде, но и показать, как и чем он трудился. У неё сохранились некоторые инструменты деда, изделия. Часть этого наследия Прасковья Александровна передала Шелаевскому краеведческому музею. Внучку Якова Митрофановича часто приглашают в школу, в музей на краеведческие уроки. Прасковья Александровна говорит о своём дедушке с гордостью и любовью. Сама она участница народного хора при Шелаевском ДК, женщина одарённая и неравнодушная. Вероятно, сказываются гены.
В заключение хотелось бы отметить, что ремёсла, которые в далёкие, а в некоторых случаях и не очень далёкие времена, имели широкое распространение на территории нашего края, были вытеснены из повседневной жизни крестьян массовым производством доступных по цене предметов быта и стали этнографической редкостью. Мы считаем, что для сохранения ремесла надо перенимать опыт старожилов, учиться их ремеслу, чтобы народные ремёсла продолжали жить. И всё, что мы собираем о народных умельцах, нужно увековечить в сборниках воспоминаний об их жизни и деятельности, фото и видеоматериалах, потому что в каждом ремесле вырабатываются свои особые приёмы, своя технология, свои секреты подготовки материала, которые с уходом мастеров утрачиваются. Нам надо успеть перенять это искусство у тех, кто остался.
Источники исследования и литература:
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: «Русский язык», 1999год
Кичигин В.П. Народная культура юга России: Белгородская область. – Белгород ,2000 год.
Кузюлев Н.Н.Купинский центр народного творчества.- Белгород 2004год.
Анкетирование учащихся.
Работа в историко-краеведческом музее с. Шелаево.
Опрос старожилов с. Шелаево.