Презентация к уроку (скачать)
Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе
Тема урока: Исторический факт и его художественная
интерпретация в «Слове о полку Игореве».
Мифопоэтическая основа «Слова…»
Цель:
интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси;
показать, как находит отражение исторический факт в художественном произведении, чем «Слово» отличается от летописи;
формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;
воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.
Оборудование:
интерактивная доска, презентация; картины Н.К. Рериха "Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова "После побоища Игоря Святославича с половцами”, рисунок М.А. Рыбниковой "Плач Ярославны” и др.; гравюра В.А.Фаворского "Золотое слово Святослава”, карточки-информаторы, с содержанием которых ученики знакомятся заранее; карточки-итоги проведенной по тексту исследовательской работы;
1.«В «Слове о полку Игореве» народное
мировосприятие так сплавлено с письменной
культурой, что остаётся только с языческим
благоговением поразиться – это вершина
славянского духа, это образец самой
высокой литературы, это загадка для
последующих поколений».
Р. Бородулин
2.«Слово о полку Игореве», продолжающее
жить в сотнях произведений русской
литературы XIX и XX вв., мы вправе считать
произведением не только древней, но в
известной мере и современной литературы.
Оно живо и действенно, заражает своей
поэтической энергией и воспитывает
идейно, учит литературному мастерству и
любви к Родине».
Д. С. Лихачёв
Ход урока
I. Оргмомент.
-Ребята, уважаемые гости гости. Мы рады приветствовать всех сегодня на нашем необычном уроке. Необычном потому, что вести его будут два учителя. А вот почему два учителя – это вопрос, на который вам предстоит ответить в конце урока.
Сегодня мы будем говорить о древнерусской литературе, которую вы изучали и продолжаете изучать на уроках литературы и православной культуры. Чтобы сразу ввести вас в тему, проведём небольшую разминку.
II. Повторение изученного о древнерусской литературе.
а) Беседа
- Когда и как начиналась русская литература? (В конце X века, возникновение связано с принятием христианства).
- Какие произведения древнерусской литературы вы помните?
(«Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»,
«Домострой»,«Задонщина», др.)
- Известны ли имена их авторов?
(И да, и нет. Летописец Нестор, князь Владимир Мономах, игумен Киево-Печёрского монастыря Феодосий. Но чаще авторы ненизвестны).
- А какие жанры древнерусской литературы вы знаете?
(Поучение, повесть, слово, хождение, житие, летопись).
б) Викторина.
- А сможете ли вы узнать жанр произведения по его определению?
Это проникновенная беседа о духовных ценностях (поучение)
Произведение, повествующее, как правило, о важных исторических событиях (повесть)
Описание духовных подвигов и добрых дел святых даётся в … (житии)
В этом произведении ведётся повествование о событиях исторической важности, расположенных по летам, т. е. в хронологической последовательности (летопись)
Рассказ о далеких путешествиях (хождение)
Образец торжественного красноречия – это … (слово)
III. Сообщение темы и цели урока
- Как вы думаете, ребята, чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю?
(Несут знания о наших предках: о событиях, людях)
Вступительное слово учителя.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о произведении, созданном в XII веке, но которое и поныне влечёт к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит. Оно переведено на десятки языков, вошло в золотой фонд мировой литературы. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвящённых этому произведению, пять тысяч книг и исследовательских статей посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию его символов, намёков и иносказаний.Оно вдохновляет на создание произведений художников и музыкантов.
Сегодня мы будем говорить о «Слове о полку Игореве», которое и через много лет будут читать дети ваших детей, внуки ваших внуков.
Читая это творение, мы узнаём, что такое доблесть и мужество, отвага и верность. Мы видим бескрайнюю южную степь, в которой алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Мы слышим, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щёлканье, как звенят мечи, как раздаётся конский топот, как звучат похоронные плачи.
О «Слове о полку Игореве» вы слышите не впервые, и наш сегодняшний разговор не последний.
- Как вы думаете, ребята, в древнерусском произведении всё является правдой? (нет, в нем много авторского)
Сегодня на уроке, интегрируя материалы разных источников (истории, литературы, православной культуры, изобразительного искусства), мы будем говорить об историческом факте и его отражении в «Слове о полку Игореве». Мы попытаемся доказать, что «Слово» имеет мифологическую основу, что оно своеобразно и неповторимо.
Тема нашего урока – «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве».Мифопоэтическая основа произведения.
(Интерпретация – это истолкование).
IV. Работа над «Словом о полку Игореве»
-Чтобы наша работа была эффективной, мы в процессе урока будем заполнять таблицу, она у каждого из вас лежит на парте. Помогать нам будут историки и литературоведы, назначенные заранее.
Факты истории , отразившиеся в «Слове о полку Игореве» |
Мифопоэтическая основа «Слова о полку Игореве» |
|
|
Историки
1.- Начнём с истории открытия «Слова о полку Игореве», повторим ее еще раз. (сообщение ученика)
Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре
г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было "Слово…”.
В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. "Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.
В 1812 г. сборник, включавший "Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия "Слова…”, выполненная для Екатерины II.
2. Русь в XII веке.
- В основу «Слова» положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 году против половцев. Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории. О том, что представляла собой Русь в XII веке, нам расскажет…
(сообщение учащегося у карты).
В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли.
Учитель. Вот такие сведения дает история Отечества.
3.- О походе князя Святослава Киевского в 1184 году расскажет ….
(сообщение ученика)
В 1184 году князья южной Руси во главе со Святославом Киевским, двоюродным братом Игоря пошли против половцев, одержали крупную победу и взяли в плен 7 тысяч человек, в том числе 417 половецких князей, даже знаменитого хана Кобяка, множество лошадей и разного оружия.
Слава о громкой победе Святослава разнеслась по всей Русской земле. Многие завидовали такой славе, среди них князь Новгород-Северский Игорь, который не успел принять участие в объединённом походе русских князей из-за весенней распутицы.
Позднее князь Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 28 апреля 1185 года). Но он закончился для Игоря бесславно: рать почти полностью была уничтожена (осталось всего 15 человек, а ковуев-наёмников и того меньше), князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал: 11 дней добирался до пограничного города Донца, убегая от погони.
- О том, как происходили события похода, рассказывают летописи. А нам об этом расскажет…
4.(сообщение учащегося «Сравнение повествования о походе князя Игоря в летописи и «Слове»).
Современники
по-разному оценивали события 1185 года.
Мы узнаём об этом из двух древних
летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской.
Лаврентьевская летопись резко осуждает
Игоря, изображая его самонадеянным и
честолюбивым князем, недальновидным
полководцем. В Ипатьевской летописи
нет прямого осуждения князя, он вызывает
даже сочувствие не только достойным
поведением во время битвы, но и раскаянием
в том, что участвовал в междо усобных
войнах и причинил много страданий Русской земле.
Рассмотрим
подробнее события, изображённые в
Ипатьевской летописи (слайд: таблица
«Сравнительный анализ Ипатьевской
летописи и «Слова»).
План событий по Ипатьевской летописи |
План событий по композиционным частям «Слова» |
1.Выступление в поход Игоря. |
1.Вступление. |
2.Солнечное затмение. |
2.Сборы в поход, предзнаменование. |
3.Присоединение к войску буй-тур Всеволода. |
3.Первый бой. |
4.Первое удачное столкновение с половцами. |
4.Сон. |
5.Неудачи второго боя. |
5.Второй бой. |
6.Ранение и пленение Игоря. |
6.История сражения с половцами. |
7.Набеги половцев на Русь. |
7.Поражение. |
8.Побег Игоря. |
8.Лирическое отступление о междоусобицах. |
|
9.Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава. |
|
10.Обращение к князьям. |
|
11.Плач Ярославны. |
|
12.Возвращение Игоря. |
|
13.Приветственная встреча |
Учитель.- Так изображаются события 1185 года. Сравним летописное повествование с повествованием в «Слове».
-Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской летописи?
- Какие композиционные части свойственны только «Слову»?
Вывод ученика:
1.Можно отметить, что в «Слове» повествование более лиричное, эмоциональное, окрашено авторским отношением к излагаемым событиям.
2.В «Слове» есть композиционные части, а именно: авторское вступление и лирическое отступление о междоусобицах, «Золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны, присущие только этому произведению.
-Давайте заполним графы таблицы. Вспомните, какие исторические реалии нашли отражение в произведении.
Факты истории, отразившиеся в «Слове о полку Игореве» |
Мифопоэтическая основа «Слова» |
Поход князя Игоря 1185года |
Повествование более лиричное, эмоциональное |
Реально существующие лица:
|
Есть вступление, лирические отступления, «золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны |
Географические названия:
|
|