Роль школьных музеев в учебно-воспитательном процессе неоспорима. Собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают ее как эстафету потомкам, поддерживают, и развивают связь, нить времен и поколений. Документальные и вещественные материалы ярко, доказательно рассказывают о событиях прошлого, помогают воссоздать дела и поступки, создать, воскресить дела и поступки людей. «Живой» показ явлений и фактов средствами музейных предметов – подлинников особенно убеждает, особенно врезается в память. Это свойство музейных экспонатов расширяет возможность учебно-воспитательной работы с учащимися. Знакомство с памятниками истории и культуры родного края, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, прикосновение к подвигу, усиливает чувство любви к Родине, к своему народу.
Содержание работы музея:
- ведение поисково-исследовательской работы, сбор краеведческого материала, фиксации, оформление экспозиций;
- ведение просветительской работы: организация экскурсий и других видов массовой работы, освещение достижений работы музея в СМИ;
- выполнение образовательной функции: использование музейных фондов для проведения уроков по школьной программе, предоставление материалов музея для написания исследовательских работ, рефератов, выполнение курсовых и дипломных работ;
- выполнение досуговой функции: предоставление возможности в свободное время посещать музей, проведение на его базе досуговых мероприятий.
- подготовка и проведение музеем научно-практических конференций, круглых столов, семинаров по истории края;
- разработка и проведение музейных уроков и мероприятий, проводимых на базе музея.
Программа определяет направления развития музейной деятельности в селе, перспективы развития музея.
Основные направления работы музея:
1. Поисково-собирательская работа.
Продолжить комплектование фондов, для пополнения разделов музея и создание новых по истории родного края по тематике:
«Дети и война»;
«Трудовой подвиг наших односельчан в годы Великой Отечественной войны»;
«Народные умельцы нашего села»;
«Певцы и музыканты с. Шелаево»;
«Летопись школы»;
«Школьная производственная бригада».
Для воссоздания страниц истории ХХ века проводить исследовательскую работу и сбор вещественного и документального материала по следующей тематике:
Репрессии 1920-1950 гг.
Участие односельчан в стройках пятилеток, освоение целинных земель;
Политические деятели, делегаты съездов, земляки, прославившиеся на трудовом фронте;
Атрибутика социалистических соревнований;
Символика партийных, комсомольских и пионерских организаций;
Поздравительные открытки, календари, плакаты, посвященные советским праздникам и традициям;
Фотоматериал о труде и быте советских людей;
Фиксация событий истории села «по горячим следам».
Фондовая работа
Правильное и своевременное заполнение и ведение книги учета поступления музейных предметов.
Отбор материала для экспозиции.
Регулярное проведение сверки фондов музея с учетной документацией.
Изготовление хранительного и экспозиционного оборудования.
Проведение мероприятий по профилактике состояния фондов музея.
3. Экспозиционно-оформительская работа
Производить оформление новых и дополнение разделов экспозиции по мере поступления новых материалов и к памятным датам:
50 – летию Шелаевской средней школы;
50 – летию школьной производственной бригады;
105 годовщине со дня рождения Н.Ф. Ватутина.
Оформить стенды:
- дети войны;
- они ковали победу в тылу;
- народные умельцы нашего села.
Организовывать оформление передвижных выставок к знаменательным событиям в истории России и края, выставок «Музейные экспонаты рассказывают».
4. Экскурсионно-массовая и просветительская работа
Проведение обзорных и тематических экскурсий в школьном музее.
Организация экскурсий в школьные музеи города и района с целью знакомства с их экспозициями и обмена опытом.
- организация экскурсий в музей г. Белгорода
Продолжать подготовку экскурсоводов по программе «Школа юных гидов».
Принимать активное участие в проведении краеведческих уроков, которые в Шелаевской школе включены в школьную программу, для 8-11 классов по темам:
8 класс: «Наш край в далеком прошлом», «Наш край в период борьбы с крымскими татарами», «Наш край в период крестьянских восстаний 17-18 в.», «Развитие ремесел и торговли в нашем крае в 17-18 в.».
9 класс: «Движение декабристов и наш край», «Крепостничество на территории края», «Отмена крепостного права в нашем крае», «Развитие ремесел и торговли в 19 веке в нашем крае».
10 класс: «Экономика края в начале 20 века», «Край в период трех революций», «Годы гражданской войны на территории края», «Коллективизация в нашем крае».
11 класс: «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Наши односельчане-участники Великой Отечественной войны», «Экономическое развитие в послевоенный период», «Культурное развитие края».
Проведение музейных уроков, классных часов, посвященных юбилеям и знаменательным датам.
Организация встреч с интересными людьми.
Участие в районных конкурсах исследовательских работ, краеведческих викторин, олимпиадах по краеведению, конференциях, смотрах конкурсах музеев образовательных учреждений.
5. Методическая работа
Оказание методической помощи педагогическим и другим работникам социокультурного комплекса (детсад, Дом культуры) при разработке и проведении воспитательных мероприятий по истории края;
Консультирование по вопросам истории села и края;
Организация работы с классными руководителями и учителями- предметниками с целью изучения музейных экспонатов, которые могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе;
Разработка методических пособий по музейным урокам.
Музей
Шелаевской школы располагается в здании
сельского Дома культуры,
занимает площадь 96 кв. м., экспозиция расположена в 2-х залах.
Профиль музея исторический, его экспозиция рассказывает об истории родного края, важнейших событиях истории страны на примере истории села Шелаево, которое является одним из самых древних поселений среди сел Валуйского района, о чем свидетельствуют археологические находки, обнаруженные на его территории.
Учащимися школы была проведена большая исследовательская и собирательская работа, в результате которой была оформлена экспозиция, материалы разделов которой отражают летопись родного края.
Разделы экспозиции:
Наш край в древности.
Наш край в эпоху феодализма.
Край в период крестьянских войн.
Жизнь и быт крестьян Валуйского уезда и С. Шелаево на рубеже 19-20 веков.
История края в период революции и гражданской войны.
История колхоза «Красный путиловец».
Великая Отечественная война 1941-1945гг.
История школы.
История развития культуры и спорта на селе.
Создавая музей, коллектив школы серьезно подошел к научному обоснованию построения экспозиции и ее тематике.
К каждому разделу даются
пояснительные тексты, аннотации,
раскрывающие идейное содержание темы,
раздела. Стенды оформлены в едином
художественном стиле, что играет
немаловажную роль в эстетическом
восприятии экспозиции.
В разделе «Наш
край в древности»
рассказывается о древних поселениях на территории села периода неолита, раннего бронзового века, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки.
Не обошла стороной наш край и такая веха истории как крестьянские войны. Этот период истории так же нашелотражение в экспозиции музея в разделе «Край в период крестьянских войн».
Неотъемлемой частью летописи родного края является жизнь и быт его народа, его обычаи, традиции, занятия, культура. Это нашло отражение в разделе «Жизнь и быт крестьян Валуйского уезда и с. Шелаево на рубеже 19-20 веков»
представленные в этом разделе предметы этнографического характера помогают воспроизвести жизнь села Шелаево, материалы данного раздела знакомят учащихся с истоками народного быта и народной культуры и играют большую роль в воспитании у детей чувства национального самосознания, патриотизма.
В разделе «История края в период революции и гражданской войны»
рассказывают о жителях села – участниках 1 Мировой и гражданской войн. В этом же разделе представлен материал о 1конной армии М. Буденного, рождение которой было связано с Белгородчиной.
Летопись села это и история колхоза «Красный путиловец»,
созданного в 30-е годы. В этом разделе представлены фотографии 30-х годов, отражающие жизнь и деятельность колхозников, создававших колхоз. Многочисленные фотодокументальные и вещественные материалы о ветеранах и передовиках колхоза.
Великая Отечественная война
не обошла стороной и села Шелаево; это и оккупация села и события, связанные с его освобождением, и его люди, сражавшиеся на фронтах великой Отечественной войны. Примером мужества, отваги, преданности своей отчизне служат сотни Шелаевцев (из села на фронт ушло 600 человек, 300 не вернулось с полей сражений) о них рассказывают представленные в данном разделе фотодокументальные и вещественные материалы. В данном разделе представлены и материалы – воспоминания жителей ела о периоде оккупации и об освобождении села Шелаево от немецко-фашистских захватчиков 19 января 1943 года.
Комплекс материалов «Опалила война внуков» рассказывает о земляках участниках «горячих» точек в Афганистане и Чечне.
Летопись
школы
отражает период с конца 19 века и начинается с истории Шелаевской церковно-приходской школы. Отражены в этом разделе основные этапы развития школы. Фотографии. документы, многочисленные дипломы и грамоты рассказывают о выпускниках, учителях школы, о ее успехах и достижениях.
В Шелаево создан социокультурный комплекс и культурному развитию в селе уделяется большое внимание. Раздел экспозиции школьного музея «История развития культуры и спорта на селе»
отражает зарождение культурно-массовой работы в 20-х годах. Это материалы о работе первой избы читальни и первом красном избаче. Многочисленные фотографии рассказывают о культурно-массовых мероприятиях, проводимой школой и работниками ДК для односельчан. В данном разделе выделен комплекс материалов о самодеятельном народном хоре села Шелаево, участники которого хранят и пропагандируют не только народные песни, но и традиции, обряды села Шелаево. О спортивных успехах шелаевцев говорят многочисленные дипломы, грамоты, кубки широко представленные в экспозиции.
Программа музея предусматривает продолжение поисково-исследовательской и собирательской работы в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество» для пополнения и создания новых разделов экспозиции.
Характеристика фондов музея
Фонды музея насчитывают более 500 музейных экспонатов, многие из которых не только подлинные, но и уникальные. Непросто выделить какой-то материал из общего целого. Все его экспонаты отражают историю края с давних времен до наших дней.
Особую ценность и уникальность представляют предметы, найденные на территории села во время археологических раскопок, что свидетельствует о том, что люди здесь поселились сотни тысяч лет назад. Среди них орудия каменного века, изготовленные из кремня, рубила, кремневые наконечники для копья, фрагменты глиняной посуды, кости ископаемых животных, в частности, фрагменты бивня и зуб мамонта, отпечатки окаменевшей растительности и живых организмов.
Уникальными экспонатами данного раздела являются предметы из кургана-погребения эпохи бронзового века (3 – 1 тыс. до н.э.). В результате археологических раскопок, которые производились на территории села в 1935 и 1972 г., здесь были найдены тигелек для плавки бронзы, бронзовые нож и шило.Украшения из кости и меди, найденные в могильнике, занимают особое место в экспозиции музея.
В разделе, рассказывающем о прошлом края, представлены и предметы славянского происхождения, относящиеся к 7-8 веку: железные наконечники для стрел, фрагменты керамической посуды. Кроме этого на территории были найдены многочисленные фрагменты греческой керамики, которые также представлены в экспозиции. Это свидетельствует о торговых отношениях с греками на территории края.
В разделе, рассказывающем о жизни и быте жителей села представлены орудия труда, предметы быта, кухонная утварь, предметы культового назначения, многочисленные самобытные рушники, одежда. Среди этих экспонатов выделяются старинные деревянные ступы с толкачами,
Ценными экспонатами музея является и представленная одежда, среди которой – комплекты венчального и праздничного наряда жительниц села конца 19 начала 20 века. Ценными считаем и старинные (19 век, начало 20 века) подлинные фотографии жителей села.
Об успехах шелаевцев в развитии сельского хозяйства рассказывает уникальный экспонат «Похвальный лист», выданный жителям села 1 Валуйской сельскохозяйственной выставки от 18 сентября 1908 года.
В разделе «История края в период революции и гражданской войны» представлены подлинные фотографии жителей села – участников 1 мировой и гражданской войн, красноармейская буденовка, номер газеты «Правда» от 22 апреля 1912 года. В этом разделе можно выделить экспонаты о шелаевце, участнике гражданской войны, командире партизанского отряда Бегичеве С.А., который стал одним из героев повести А. Гайдара «Школа».
Много интересных экспонатов представлено в разделе экспозиции, рассказывающей об истории колхоза «Красный путиловец». Это фотографии, документы, личные вещи, награды ветеранов и передовиков колхоза.
В разделе о Великой Отечественной войне, об этих страницах истории рассказывают фотодокументальные и вещественные экспонаты: подлинные фотографии военных лет, письма-треугольники с фронта, газета военного периода (номер газеты «Во славу родины» от 8 июня 1942 г.), похоронка, многочисленные благодарственные письма и Грамоты Верховного главнокомандующего шелаевцам за участие в боевых действиях. А также в этом разделе представлены и вещественные предметы: осколки смертоносного металла и военные трофеи: немецкие ботинки, каски, фляжки, котелок.
Фонды музея располагают и многочисленными материалами об истории школы, которая ведет свою летопись с конца 19 века с Шелаевской церковно-приходской школы. Здесь представлены фотографии, дипломы, грамоты, личные вещи выпускников и учителей. Наиболее ценным экспонатом этого раздела является «Свидетельство», выданное Тепляковой Стефании Васильевне об окончании церковно-приходской школы с. Шелаево в 1914
году.
Многочисленные дипломы, грамоты, призы отражают успехи шелаевцев в культурных мероприятиях районного, областного и всероссийского масштабов.
Программа развития музея предусматривает дальнейшее совершенствование фондовой работы основных ее видов:
- пополнение фондов музея по всем разделам экспозиции, а также для создания новых разделов и выставок;
- регулярное проведение сверки фондов музея с учетной документацией;
- проведение мероприятий по сохранности и профилактике состояния экспонатов музея.