«Отечество»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шелаевская средняя общеобразовательная школа»
Летопись села Ураево
Автор: Ананьев Владислав Васильевич,
ученик 7 «Б» класса МОУ «Шелаевская
средняя общеобразовательная школа»
Научный руководитель: Безшапочная
Татьяна Сергеевна, учитель православной
культуры
МОУ «Шелаевская средняя
общеобразовательная школа»
Шелаево 2010
Содержание
Введение 3
Глава 1. Местоположение и природные условия с.Ураево 4
Глава 2. История села Ураево 5
2.1. Древнее прошлое моего села 5
2.2. Село Ураево в военное время 9
2.3. Образование в селе Ураево 10
2.4. История колхоза «Рус - Агро Шелаево» 11
4. Заключение 12
5. Источники и литература 13
6. Приложение
14
С мыслями о Малой Родине, о родном доме, семье, о могилах родных и близких связаны в сознании русских людей их представления об Отечестве.
Очень важно, чтобы мы, живущие ныне, и те, кто придёт нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времён, чтобы познание прошлого облагораживало душу, и не покидала гордость каждого человека за свою Малую Родину, за его родной край. И чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные за многие столетия, прорастали крепкими и надёжными побегами в душах и характерах современников, в их повседневных делах. Это очень важно и сегодня, и завтра. Всегда!
Тема. Выбор темы исследовательской работы «Летопись села Ураево»
непосредственно связан с моим личным интересом к истории села.
Актуальность. В последнее время довольно остро поставлен вопрос о формировании у подрастающего поколения чувства любви к своей Родине. И изучение истории родного края, родного села, поможет в этом.
Обзор литературы. В процессе работы над данным исследованием было рассмотрено большое количество источников посвященных историческому краеведению, истории Белгородского края с древнейших времён до наших дней. Некоторые были использованы при написании работы. Среди них следует отметить: Карагодин М.И.Среднее Поосколье.Исторический перекрёсток: сборник историко-краеведческх научно-популярных очерков: в 2т./М.И Карагодин, Н. В. Савина. - Белгород: Бел. Ру, 2008.;Сухоруков М. Валуйки - форпост Отечества. Альбом-летопись. -Белгород: облтипография, 1999.; «Воронежские епархиальные ведомости», 1876 г., №8; Буклет «Ураево – село Белгородчины ».
Цель. На основе подбора, систематизации и обобщения имеющихся источников восстановить историю села Ураево, выявить элементы исторического опыта приемлемые для современной России.
Задачи:
- проанализировать, изучить историю возникновения и существования с. Ураево;
- выявить возможность использования исторического опыта в современных условиях.
Методы работы. Проведение учебно-исследовательской деятельности, связанной с подбором и анализом исторических источников, обобщением, систематизацией и анализом собранного материала:
-интервьюирование;
-опрос сторожил села;
-работа с архивными документами;
-изучение литературы, связанной с темой работы.
Глава 1. Местоположение и природные условия с.Ураево
Село Ураево расположено в 28 км от районного центра г. Валуйки и железнодорожной станции. Находится оно на одной из рек Белгородской области - Ураевка, Село Ураево находится на юго-западе России, ее земли - склоны среднерусской возвышенности Русской равнины. Село находится на юго-востоке Белгородской области на границе лесостепной и степной зоны. Основная хозяйственная деятельность населения - сельское хозяйство, так как главным ресурсом села является - почва-чернозем. Климат села умеренно-континентальный. У нас довольно мягкая зима со снегопадами и оттепелями, продолжительное жаркое лето с засухой и суховеями. Средняя температура января -8,5°С. Средняя температура июля +21°С. Среднее годовое количество осадков 500 миллиметров в год.
Село представляет собой приподнятую, всхолмленную равнину, со средней высотой 230 метров над уровнем моря. Территория села сильно подвержена ветровой и водной эрозии. Около 28% территории села находится под оврагами и балками. В геологическом пролом территория нашего села было морским дном. О чем свидетельствуют огромные залежи мела, песка, глины. В верхней части балки по днищу и склонам раскинулась байрачная дубрава с зарослями липы, клена, шиповника. Травянистый покров представлен большим разнообразием трав (полынь обыкновенная, горькая; копытень европейский, вероника дубравная, зверобой, душица и др.). В селе небольшая плотность населения.
Глава 2. История села Ураево
2.1. Древнее прошлое моего села
Село Ураево Валуйского района Белгородской области – одно из древнейших поселений жителей на территории нашего края. (Приложение 1 «Появление человека в нашем крае, приложение 2 «Древние остатки посуды, найденные на территории с.Ураево», приложение 3 «Остатки окаменевшей растительности и живых организмов, найденнвх на берегу реки Ураевка»)
В истории наших сёл и деревень немало суровых и славных страниц. Только за последнее столетие они вынесли на своих плечах три страшные войны. Те сведения об истории нашего села Ураево, что дошли до нас из архивных данных и воспоминаний старожилов нашего села помогают зримо представить те сложные процессы, которые происходили в нашем селе на всём протяжении его существования. О нём ещё очень давно, в 1876 году, рассказывалось в «Воронежских епархиальных ведомостях» (№8). Вот что было сказано о нашем селе:
«Село Ураево лежит на реке того же имени, от которой получило свое название. Раскинулось оно на версту, по течению реки и занимает оба берега её. При этом нельзя сказать, что раньше Ураево пользовалось красивым местоположением: хотя оно и лежит на реке, река эта, изобиловавшая рыбою и служившая приютом разным диким пернатым была настолько мелководна; к тому же, отсутствие лесов и садов, гористая местность, недостаточность лугов, скученность населения – всё это говорит не за красоту ураевского пейзажа.
Тем не менее, общий вид села производит хорошее впечатление на зрителя, наблюдающего с высоты яра, на котором лежит Ураево, особенно в весеннее время, когда разовьется верба, которой здесь много, и когда еще река обильна водою, а в поле так зелено. В это время Ураево со своими беленькими хатками на зеленом лоне природы представляет довольно приятную картину. Но если Ураево не может похвалиться красивой местностью, зато оно вознаграждается выгодным положением в промышленном и торговом отношении. В соседстве его находятся следующие значительные по торговле слободы: Уразово и Вейделевка в десяти верстах, Калиновна в 20 верстах и город Валуйки в 15 верстах; не говоря уже о менее значительных в этом отношении соседних слободах и сёлах, в которых также существуют ярмарки или базары, таковы: Ново-Александровка (Дёмино, Саловка, Сиротино, Шелаево), все они лежат от Ураево в семи верстах расстояния.
Жители села Ураево русские, переселившиеся сюда лет 150-200 (достоверно неизвестно) тому назад по воле своего господина покойного князя Александра Голицына из города Козельска Калужской губернии. Отсюда понятно, почему Ураево в окрестностях его известно больше под именем «Козельцы». О самом переселении в памяти народа за давностью времени не уцелело никаких подробностей. Что касается самого края, то о нем сохранилось весьма мало преданий и притом такого романтическо-легендарного свойства, что не заслуживают почти никакого внимания.
Можно предположить, что князь Голицын пользовался симпатией своих крепостных людей потому, что и до сего времени в грамотах, воспоминаниях между именами усопших нередко встречается имя князя Александра, да и в народе сохранилась память о нем, как о добром. Можно также догадаться, что князя в жизни настигло какое-то несчастье, вынудившее его прибегнуть к крайним мерам для поправки свих критических обстоятельств, как, например, заложить своих крестьян в банк на сорокалетний срок.
Ураевцы с грустью вспоминают об этом времени, как тяжелом для них, по причине больших денежных налогов.
С тех пор как-то нелегко жилось бывшим жителям г.Козельска не успели они опомнится от налогов, как их постигло другое не менее тяжелое несчастье, а именно: потеря больше половины пахотной земли.
Пользуясь особой милостью князя, ураевцы и соотечественные им сиротинцы и кукуевцы (жители сел Сиротина и Кукуевки) щедро награждены были землей от своего господина, на каждую ревизскую душу причиталось не менее 7,3 десятины.
Но через пять лет миновало для них такое счастье, и вместо 7,5 десятины едва ли приходится по 2 десятины на каждую душу. Такой подрыв благосостоянию ураевцев, по словам последних, произвели уразовцы, бывшие тоже крепостные покойного князя Голицына, но, вероятно не пользовавшиеся такой щедростью своего пана, как ураевцы и их земляки сиротинцы и кукуевцы. И понятно, почему нельзя было много заботится о разных холопах, бежавших от своих панов едва ли не со всех концов матушки-России. И кто поручится, что сегодняшний крестьянин князя Голицина не будет завтра служить другому пану...
Такие вот люди населяли тогда нынешнее Уразово. Оно служило в то время, как рассказывают, сборным пунктом всех почти недовольных почему-нибудь своими господами или панами. Князь, по доброте своей давал приют всем беглецам и не стеснял их свободы, что им, разумеется, нравилось (они же, в свою очередь, как бы в благодарность ему, признавали его своим паном и таким образом навсегда остались крестьянами князя Голицина).
Занятие жителей села Ураево составляло хлебопашество, ткачество и так называемое прасольство. Эти три рода занятий ураевцев составляли вместе с тем и главнейшие истоки средств к жизни. Сеяли преимущественно пшеницу, прочие же хлеба после жита сеялись в весьма ограниченном количестве, частью по недостаточности земли, а частично, потому что пшеница по своей ценности больше вознаграждает труд крестьянина, нежели остальные хлеба.
На заработки плотничеством большей частью употребляли время от масленицы до праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. В течение этого времени ураевец зарабатывал минимум 30-50 рублей максимум 80-120 рублей. Впрочем, хотя плотничеством владел почти каждый ураевец, не всякому была возможность пользоваться им, как средством приобретения денег на свою нужду.
Специальным, так сказать, занятием или промыслом плотничества было там, где два или три работника. В этом случае один или двое находились дома для полевых работ, а другие шли на заработки плотничеством на известный срок. Но при этом нельзя не сказать и о плохой стороне этого ремесла. Вредно отзывалось оно на здоровье ураевцев. Случалось нередко, что крестьянин умирал прежде времени от надрыва своих физических сил на трудных и плотнических работах. Чаще всего калечили себя ураевцы при обучении плотническому ремеслу, когда молодые и свежие силы вполне зависели от произвола плотников-учителей.
В прасольстве упражнялись ураевцы от Покрова и до Масленицы, занятие это состояло в следующем: запасался крестьянин 10-20 и более рублями и на эти деньги на рынках и базарах покупал конопляного или подсолнечного семени, затем перегонял его на масло, которое и отправляли в Уразово или Валуйки, смотря потому ,где выгоднее была цена на масло. По большей же части это бывает так: ураевец сам или в сообществе с другими своими односельчанами подряжался какому-нибудь купцу доставить известное количество того или другого масла, получал в задаток, договорную сумму, на которую закупал требуемое количество семени, перегонял его на масло, которое предоставлял тому, кому подрядился. Занятие это выгодно в том отношении, что оно почти никогда не было без барышей или выгоды. Если случалось, что прасолу от его операции не остается денег, за это он пользуется даром макухою, или жмыхом, который в домашнем быту приносил крестьянину немалую пользу: он заменял ему и овес для лошади, ячмень для птицы и вообще годен для корма всякому домашнему животному. Часто жмых употребляли для выкорма свиней, которых затем сбывали за весьма выгодные цены. Оттого-то прасольство, или, как еще выражаются: барышничество, в нашем селе было в большом развитии.
В домашнем быту жителей села Ураево замечается смесь его с малороссийским. Ближайшее соседство малороссийской слободы, частые сношения с малороссами по торговым путям весьма заметно отразились на всей жизни ураевцев, начиная с их хат и кончая самым последним обычаем. Чему, между прочим, много способствовало то, что Ураево долгое время принадлежало приходом к слободе Ново-Александровка, жители которой исключительно одни малороссияне.
Во взгляде на грамотность наших прихожан также была заметна отрадная перемена. В настоящее время школьное учение в нашем селе пользовалось сравнительно большим вниманием, чем прежде, особенно стало это заметно после обнародования Высочайше утвержденного устава о воинской повинности. С этого времени процент желающих учится, можно сказать ежегодно возрастает. Но не все желающие могут учиться, так как не хватает помещений. С этой стороны Ураевская школа терпит очень большой недостаток.
В религиозно-нравственном отношении жители села Ураево не составляли исключения из массы подобных им темных людей. Те же нравственные пороки, те же религиозные суеверия и предрассудки, которыми страдали жители прочих слобод и деревень, не чужды и ураевцам.
В религиозном отношении занятия ураевцев тоже небезвредны. Они любят свой храм, заботились о его благолепии и охотно отзывались на все нужды его, что, к сожалению, нельзя сказать того же о посещении ими своего храма. Этому немало способствовали частые ярмарки, участие в которой ураевец считает едва ли не священной обязанностью.
В селе Ураево с 1854 года существует церковь во имя святителя Николая Мученика-Ликийского Чудотворства, зданием деревянная. До 1846 года Ураево принадлежало приходом в Покровской церкви слободы Дёмино или Ново- Александровки. В 1846 году по благословлению Пресвященного Антония 2-го, ураевцы построили себе молитвенный дом во имя того же святителя, в том же году сюда переведен был из названной слободы полный штат духовных. Но ураевский приход в это время нельзя было назвать самостоятельным, т.к. документов (метрическая и обыскная книги) к молитвенному дому начальства не высылало во все время существования этого дома, до тех пор, пока построена была настоящая церковь.
Записи о родившихся, бракосочетавшихся и умерших вносились в книги Покровской церкви слободы Нова-Александровки.
Первым священником ураевским был Николай Михайлович Мешковский, воспитанник Воронежской духовной семинарии, окончивший курс в 1835 году. Священствовал он 27 лет, умер 31 января 1863 года. Покойный пользовался любовью и уважением своих прихожан.»
...В течении 50 лет ураевцы вместе с другими жителями сёл Уразовского имения князя А.Н.Голицына, платили его долги с процентами государственному банку.
Освободившись от платежей, ураевцы стали жить заметно лучше. Но от Ураево отошло другим селениям 711 десятин. Ураевцы стали отправляться на плотницкие работы, а также на шахты Донбасса. Работы на стороне заставили ураевцев рано оценить пользу грамотности.
В 1938 году многим жителям села из-за голода пришлось покинуть село. Уезжали в Сибирь, на Дальний Восток, на Сахалин.
2.2. Село Ураево в военное время
Из всех селений Валуйского уезда село Ураево в революции 1905 - 1907 гг выдвинулось на первое место. Отсюда из крестьянских низов вышли замечательные пропагандисты революционных идей М.В.Карпов и И.Ф.Федосеев.
Вихрем Великой Октябрьской Социалистической революции были вовлечены в борьбу за советскую власть многие ураевцы.
В годы гражданской войны многие ураевцы принимали участие в ее событиях: воевали в Первой Конной Буденного, в партизанских отрядах.
В 1917 году в селе был организован Комитет бедноты, который в 1918 году был преобразован в сельский совет.
Мирный труд советского народа был прерван вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну. Война отвлекла на фронт громадные массы рабочей силы, значительная доля которых была изъята из сельского хозяйства. На фронт ушли специалисты сельского хозяйства: трактористы, шоферы, комбайнеры, слесаря, кузнецы и др., а вместе с ними из колхоза ушла и техника. На фронт ушло 268 ураевцев, но вернулось 169.
Проводив своих мужей, сыновей на фронт, женщины стали заменять их на всех участках сельскохозяйственной деятельности. Трудовая деятельность была подчинена основному лозунгу: «Все для фронта, все для победы!»
Из колхоза были эвакуированы в восточные районы скот, вывезены запасы хлеба.
5 июля 1942 года фашистские полчища оккупировали Уразовский район. Все колхозные животноводческие постройки были разрушены. Горе и страдания вошли в каждый дом села. Родные прощались с дочерьми и подростками, которых фашисты отправили в Германию. Враг находился здесь до 19 января 1943 года. В ходе Острогожско-Россошанской операции в 1943 году был освобожден Валуйский район и наше с. Ураево.
2.3. Образование в с.Ураево
В 1862 году в с. Ураево была открыта церковно-приходская школа. Помещение было маленьким и тесным. Особого желания учиться у жителей села не было.
В 1875 году 2 января был составлен договор о постройке здания для училища с устройством в нём помещения для наставника. Но, к глубокому сожалению, этому начинанию не суждено было осуществиться вследствие ощутимого неурожая в нашей местности. Поэтому Ураевской школе приходилось размещаться в той же грязной и неудобной крестьянской хате до более благоприятного времени. И это время настало.
В 1912 году были построены 2 начальные школы: двухкомплектная и четырёхкомплектная. Одним из первых учителей в Ураево был Андрей Капля. К сожалению больше никаких данных о школе не сохранилось.
В 20-х годах Ураевская начальная школа была переименована в школу колхозной молодежи (ШКМ). В 1931 году ШКМ реорганизована в семилетнюю школу. Данных о количестве детей, посещавщих школу не сохранилось. Школа включала в себя 8 классов комплектов. При себе она имела надворные постройки: сарай для дров, амбар, подвал и уборную. Имелся земельный участок площадью 15 000 кв. м., спортивная площадка площадью 2 178 кв. м.
В 1962 году школа была реорганизована из семилетней в восьмилетнюю. В 1990 году школу переименовали в неполную среднюю и в 1992 году в основную. В 2002 году школа меняет свой статус, становится Муниципальной Ураевской основной общеобразовательной школой (Приложение 4). А в 2009 году неполная МОУ «Ураевская ООШ» была переименована в МОУ «Ураевская начальная школа» (Приложение 5), в 2010 году Ураевская начальная школа была полностью ликвидирована.
2.4. История колхоза «Рус-Агро Шелаево»
В 1917 году в селе был организован Комитет бедноты, который в 1918 году был преобразован в сельский совет. В 1929 году в Ураево началась коллективизация, в селе появился первый трактор. Первыми трактористами были Леонтьев Алексей и Дронова Марфа. В 1936 году в селе разрушена церковь.
1950 год - четыре колхоза на территории села были объединены в один колхоз им. Калинина. Председатель колхоза Харченко Александр Фёдорович. 11 января 1956 года в селе открылась сельская библиотека. 1961 год - село радиофицировано. 1967 год - колхоз «Светлый путь» с. Ураево и «Красный Путиловец» с. Шелаево соединены в один. На территории колхоза был создан Государственный сортоиспытательный участок, который оказывал большую помощь колхозу в получении высоких урожаев.
Наряду с земледелием развивалось в колхозе и животноводство, была организована молочно-товарная, свиноводческая и овцеводческая фермы. Правление колхоза «Красный Путиловец» много сделали для развития общественного животноводства.
Все богаче становился «Красный Путиловец», а вместе с ним повысился жизненный уровень его тружеников. Полновеснее стали заработки на трудодень.
1967 год -открыт памятник погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны (Приложение 9), 1968 год - село электрофицировано.
В 2004 году колхоз «Красный Путиловец» был переименован в «Рус-Агро Шелаево»
В настоящее время на территории Ураевского с / округа расположен 2-ой производственный участок 000 «Рус - Агро Шелаево». рыбхоз «Ураевский», ФАП, детский сад (Приложение 6 ), СДК (Приложение 7 ), Ураевский с / филиал библиотеки, почтовой отделение, магазин Уразовского потребительского общества (Приложение 8).
Заключение
Я считаю, что на основе подбора, систематизации и обобщения имеющихся источников мне удалось восстановить историю села Ураево, выявить элементы исторического опыта приемлемые для современной России.
Список использованной литературы
и источников исследовательской работы
1. Осыков Б. Белгородский алфавит: краткий краеведческий справочник- Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1990.
2. Пархоменко И. Г. Белгородская губерния (социально-экономический и ис-торико-кульурологический очерк) - Белгород: Издательство Белгородской ГСХА,2001.
3. Сухоруков М. Валуйки - форпост Отечества. Альбом-летопись. -Белгород: облтипография, 1999.
4. Белгодский край в истории СССР:учебное пособие для учащихся 7-10 клас-сов/М. И.Карагодин, Ю. И. Гончаренко,А. П. Чиченко.-Воронеж.-Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1982.
5. «Воронежские епархиальные ведомости», 1876 г. №8, 302-313
6. Буклет «Ураево – село Белгородчины»
Приложение №1 «Появление человека в нашем крае»
Приложение № 2 «Древние остатки посуды, найденные на территории с. Ураево»
Приложение №3 «Остатки окаменевшей растительности и живых организмов, найденных на берегу р. Ураевка»
Приложение № 4 МОУ «Ураевская основная школа»
Приложение № 5 МОУ «Ураевская начальная школа»
Приложение № 6 «Ураевский детский сад»
Приложение № 7 «Ураевский СДК»
Приложение №8 «Магазин Уразовского потребительского общества»
Приложение № 9 «Памятник погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны»