Суббота, 04.05.2024, 15:06Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Слово о полку Игореве2

Презентация к уроку (скачать)

V. Мифопоэтическая основа «Слова».

Учитель.- Сейчас мы продолжим заполнение 2-й части нашей таблицы.

Взгляните на эпиграф нашего урока:

«В «Слове о полку Игореве» народное мировосприятие так сплавлено с письменной культурой, что остаётся только с языческим благоговением поразиться – это вершина славянского духа, это образец самой высокой литературы, это загадка для последующих поколений». (Р. Бородулин).

И действительно, создатель поэмы творчески воспользовался достижениями современной ему книжной литературы и в то же время с большим мастерством применил образные средства устной народной поэзии, близкой ему по духу. Доказать, что «Слово» имеет мифопоэтическую основу, нам поможет группа исследователей, внимательно перечитавших произведение ещё раз.

Сообщения группы исследователей.

1-й ученик.

В тексте произведения много фольклорных элементов. Во-первых, неоднократно встречаются народно-поэтические сравнения, например, битвы с посевом или со свадебным пиром. Люди и события человеческой жизни уподобляются явлениям природы. Во-вторых, в языке «Слова» много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества (серый волк, сизый орёл, чистое поле). В-третьих, богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Строгая, точная повествовательная манера летописи сочетается с взволнованными восклицаниями, риторическими вопросами, повторами и обращениями.

Следовательно, в таблице мы можем записать: «автор использует сравнения, эпитеты, восклицания, риторические вопросы, повторы, обращения».

2-й ученик.

В некоторых местах «Слова» будто звучит трогательная народная песня. Вспомним плач Ярославны.

Чтение наизусть учеником отрывка.

Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь. В её плаче трёхкратное обращение к силам природы: ветру, Днепру, солнцу.

В таблице записываем: «использование мифологических образов: ветра, солнца, реки, троекратного повтора».

3-ий ученик.

В тексте произведения часто упоминаются имена славянских богов: во-первых, легендарный Боян, «Велесов внук». Велес был древнеславянским богом мудрости, поэтому и Бояну понятен язык зверей и птиц. Во фразе «Боян же вещий, если хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу…»упоминается дерево; в народной культуре славян дерево было объектом поклонения, существовали даже священные рощи для культовых обрядов.

Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным, их запрещалось рубить, обламывать ветви. Согласно поверьям, они оберегали людей от бед и считались покровителями окрестностей.

Во-вторых, Троян. По мнениюпо Д. С. Лихачёва, Троян был одним из языческих божеств славян.

В –третьих, Див. Память об этом сказочном существе сохранили слова «диво», «удивление». Облик Дива постоянно менялся: известно лишь, что он выглядел как человек, подобный вихрю, сверкающий, как молния, и внезапно появляющийся на пути войска, идущего в поход, выкликая свои пророчества. В разгар боя он осенял своими крыльями тех, кто был обречён на смерть, а потому его клики ассоциировались с погребальным плачем.

4-ый ученик.

-Вспомним фразу: «В пятницу потоптали они поганые полки половецкие…». Пятница - божество, покровительница усопших душ, убогих и нищих.

Пятницу почитали так же богиней рукоделия, особенно пряжи. (По поверью, она постоянно ходит по земле вместе со смертью).

-В тексте русичи названы Дажь-Божьими внуками. Их покровителем и родоначальником считался Дажь-Бог – сын Сварога, бога Солнца.

- «По нём кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле…»

В славянской мифологии- две вечно печальные сестры сопровождали человека в его первых подступах к потустороннему миру. Карна (т. е. «кара», наказание, и «карити», т. е. оплакивать) громко стонет, царапает щёки, рвёт волосы. Желя («жалость») источает горе из огненного рога, но оно тихое и смиренное. Карна олицетворяет печаль, Желя – беспредельное сострадание. Они- вековечные плакальщицы, божества погребального образа, летящие вслед за всяким войском.

Запишем в таблице выводы: «автор упоминает имена славянских богов: Троян, Див, Пятница, Дажь-Бог, Карна, Желя.

5-ый ученик.

В тексте «Слова» много сказочных элементов: во-первых, упоминается много животных: волк (в мифологии это посредник между людьми и силами иного мира, «чужой»), орел (божия птица, царь птиц и владыка зверей), ворон, галка, грач (нечистые и зловещие птицы), кукушка(птица, у которой нет пары), сокол 9отождествляют с добрым молодцем). Во-вторых, присутствует мотив оборотничества, то есть способность принимать чужой облик, превращаясь в животных, растения, предметы.

Запишем: «присутствуют сказочные животные, происходят сказочные превращения, природа одушевлена».

Учитель. Как мы видим, «Слово», наряду с историческим фактом, имеет мифологическую и фольклорную основу. Но как вы помните, еще одна составляющая др.-русского произведения – христианские мотивы и образы. Об этом нам расскажет…

6-ой ученик.

В тексте упоминается хоругвь-знамя с изображением святого.

Сказано, что «Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей» (богородица – защитница от бед, напастей, страданий). Церковь Богородицы Пирогощей (башенной) находилась в Киеве, построена в 1132 - 1136 гг. и названа по иконе Богоматери, доставленной сюда из Константинополя.

Автор говорит, что «Игорь из плена возвращается в Киев». В сознании древних русичей Киев – священный город, центр Русской земли. И едет

«ко святой Софии в Киеве». Речь идёт о главном храме Киева и Киевской Руси – храме святой Софии, в постройке которого в XI веке принимали участие и византийские и русские мастера.

Запишем: «присутствуют христианские мотивы».

Учитель. Теперь давайте увидим таблицу целиком.


Факты истории, отразившиеся в «Слове о полку Игореве»

Мифопоэтическая основа «Слова»

Поход князя Игоря 1185года

-Повествование более лиричное, эмоциональное

-Реально существующие лица:

  • русские князья Святослав, Игорь, Всеволод

  • половецкие князья Гзак, Кончак, Шарукан

-Есть вступление, лирические отступления, «золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны

-присутствуют сказочные животные, происходят сказочные превращения, природа одушевлена».


-Географические названия:

  • реки Дон, Донец, Оскол, Каяла

  • города Новгород-Северский, Курск, Киев, Путивль

-использует сравнения, эпитеты, восклицания, риторические вопросы, повторы, обращения

-использование мифологических образов: ветра, солнца, реки, троекратного повтора».



-автор упоминает имена славянских богов: Троян, Див, Пятница, Дажь-Бог, Карна, Желя.



-присутствуют христианские мотивы




VII. Вывод.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что «Слово» - это не летопись, а художественное произведение, в котором автор использует мифологию, фольклор, книжные традиции, чтобы выразить главную идею – мысль о вреде междоусобиц и призыв к единению. Главный герой произведения – Русская земля.

VIII. Обращение к проблемному вопросу и эпиграфу.

- В начале урока мы задали вопрос, почему сегодня на уроке 2 учителя при изучении одного произведения. Можете ли вы теперь на него ответить?

Учитель. Потому что это произведение – объект изучения и литературы, и истории, и православной культуры, и изобразительного искусства, то есть всего того, что входит в понятие русская культура.

Подвести итог хочется словами Д.С.Лихачева из 2-ого эпиграфа:

«Слово о полку Игореве», продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине».

IX. Домашнее задание.

По таблице подготовить сравнительный анализ.

X. Выставление оценок.

1.Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре

г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было "Слово…”.

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. "Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

В 1812 г. сборник, включавший "Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия "Слова…”, выполненная для Екатерины II.

________________________________________________________________


2Русь в XII веке.

- В основу «Слова» положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 году против половцев. Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории. О том, что представляла собой Русь в XII веке, нам расскажет…

(сообщение учащегося у карты).

В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли.

________________________________________________________________


3. В 1184 году князья южной Руси во главе со Святославом Киевским, двоюродным братом Игоря пошли против половцев, одержали крупную победу и взяли в плен 7 тысяч человек, в том числе 417 половецких князей, даже знаменитого хана Кобяка, множество лошадей и разного оружия.

Слава о громкой победе Святослава разнеслась по всей Русской земле. Многие завидовали такой славе, среди них князь Новгород-Северский Игорь, который не успел принять участие в объединённом походе русских князей из-за весенней распутицы.

Позднее князь Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 28 апреля 1185 года). Но он закончился для Игоря бесславно: рать почти полностью была уничтожена (осталось всего 15 человек, а ковуев-наёмников и того меньше), князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал: 11 дней добирался до пограничного города Донца, убегая от погони.

4.Современники по-разному оценивали события 1185 года. Мы узнаём об этом из двух древних летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междо усобных войнах и причинил много страданий Русской земле.

Рассмотрим подробнее события, изображённые в Ипатьевской летописи (слайд: таблица «Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова»).

Вывод ученика:

1.Можно отметить, что в «Слове» повествование более лиричное, эмоциональное, окрашено авторским отношением к излагаемым событиям.

2.В «Слове» есть композиционные части, а именно: авторское вступление и лирическое отступление о междоусобицах, «Золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны, присущие только этому произведению.


_______________________________________________________________


Сообщения группы исследователей.

1-й ученик.

В тексте произведения много фольклорных элементов. Во-первых, неоднократно встречаются народно-поэтические сравнения, например, битвы с посевом или со свадебным пиром. Люди и события человеческой жизни уподобляются явлениям природы. Во-вторых, в языке «Слова» много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества (серый волк, сизый орёл, чистое поле). В-третьих, богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Строгая, точная повествовательная манера летописи сочетается с взволнованными восклицаниями, риторическими вопросами, повторами и обращениями.

Следовательно, в таблице мы можем записать: «автор использует сравнения, эпитеты, восклицания, риторические вопросы, повторы, обращения».

______________________________________________________________


2-й ученик.

В некоторых местах «Слова» будто звучит трогательная народная песня. Вспомним плач Ярославны.

Чтение наизусть учеником отрывка.

Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь. В её плаче трёхкратное обращение к силам природы: ветру, Днепру, солнцу.

В таблице записываем: «использование мифологических образов: ветра, солнца, реки, троекратного повтора».

________________________________________________________


3-ий ученик.

В тексте произведения часто упоминаются имена славянских богов: во-первых, легендарный Боян, «Велесов внук». Велес был древнеславянским богом мудрости, поэтому и Бояну понятен язык зверей и птиц. Во фразе «Боян же вещий, если хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу…»упоминается дерево; в народной культуре славян дерево было объектом поклонения, существовали даже священные рощи для культовых обрядов.

Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным, их запрещалось рубить, обламывать ветви. Согласно поверьям, они оберегали людей от бед и считались покровителями окрестностей.

Во-вторых, Троян. По мнению Д. С. Лихачёва, Троян был одним из языческих божеств славян.

В - третьих, Див. Память об этом сказочном существе сохранили слова «диво», «удивление». Облик Дива постоянно менялся: известно лишь, что он выглядел как человек, подобный вихрю, сверкающий, как молния, и внезапно появляющийся на пути войска, идущего в поход, выкликая свои пророчества. В разгар боя он осенял своими крыльями тех, кто был обречён на смерть, а потому его клики ассоциировались с погребальным плачем.

_______________________________________________________________


4-ый ученик.

-Вспомним фразу: «В пятницу потоптали они поганые полки половецкие…». Пятница - божество, покровительница усопших душ, убогих и нищих.

Пятницу почитали так же богиней рукоделия, особенно пряжи. По поверью, она постоянно ходит по земле вместе со смертью).

-В тексте русичи названы Дажь-Божьими внуками. Их покровителем и родоначальником считался Дажь-Бог – сын Сварога, бога Солнца.

- «По нём кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле…»

В славянской мифологии- две вечно печальные сестры сопровождали человека в его первых подступах к потустороннему миру. Карна (т. е. «кара», наказание, и «карити», т. е. оплакивать) громко стонет, царапает щёки, рвёт волосы. Желя («жалость») источает горе из огненного рога, но оно тихое и смиренное. Карна олицетворяет печаль, Желя – беспредельное сострадание. Они- вековечные плакальщицы, божества погребального образа, летящие вслед за всяким войском.

Запишем в таблице выводы: «автор упоминает имена славянских богов: Троян, Див, Пятница, Дажь-Бог, Карна, Желя.


__________________________________________________________________________


5-ый ученик.

В тексте «Слова» много сказочных элементов: во-первых, упоминается много животных: волк (в мифологии это посредник между людьми и силами иного мира, «чужой»), орел (божия птица, царь птиц и владыка зверей), ворон, галка, грач (нечистые и зловещие птицы), кукушка(птица, у которой нет пары), сокол 9отождествляют с добрым молодцем). Во-вторых, присутствует мотив оборотничества, то есть способность принимать чужой облик, превращаясь в животных, растения, предметы.

Запишем: «присутствуют сказочные животные, происходят сказочные превращения, природа одушевлена».

_______________________________________________________________


6-ой ученик.

В тексте упоминается хоругвь-знамя с изображением святого.

Сказано, что «Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей» (богородица – защитница от бед, напастей, страданий). Церковь Богородицы Пирогощей (башенной) находилась в Киеве, построена в 1132 - 1136 гг. и названа по иконе Богоматери, доставленной сюда из Константинополя.

Автор говорит, что «Игорь из плена возвращается в Киев». В сознании древних русичей Киев – священный город, центр Русской земли. И едет

«ко святой Софии в Киеве». Речь идёт о главном храме Киева и Киевской Руси – храме святой Софии, в постройке которого в XI веке принимали участие и византийские и русские мастера.

Запишем: «присутствуют христианские мотивы».


Презентация к уроку (скачать)


Шелаевская СОШ © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz