Суббота, 04.05.2024, 20:04Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Исследовательская работа

«Духовное возрождение моей малой родины»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шелаевская средняя общеобразовательная школа»

Влияние церкви на развитие образования и формирование морально-нравственных устоев населения
(на примере с. Шелаево)

Автор: Павлова Ксения Викторовна,

Ученица 8 класса МОУ «Шелаевская

Средняя общеобразовательная школа»

Научный руководитель: Безшапочная

Татьяна Сергеевна, учитель краеведения

Содержание.


Введение.

Глава 1. Основные этапы развития отношений православной церкви и государства в России.

    1. Язычество на Руси.

    2. .Владимир Святославич. Понятие христианства.

    3. Роль церкви в отношениях княжеств и Золотой Орды.

    4. Церковь в 18-19 веках.

    5. Господство религиозных норм в области брачно-семейных отношений.

    6. Церковь и школа.

    7. Государство и церковь после Февральской буржуазно-демократической революции.

    8. Свобода совести в СССР.

Глава 2. История церковно-приходской школы в с. Шелаево и её роль в формировании морально-нравственных устое населения.

2.1 Здание церковноприходской школы с. Шелаево.

2.2 Учителя церковноприходской школы с. Шелаево.

2.3 Церковноприходская школа начала 20 века.

2.4 Внеклассная работа в церковноприходской школе с. Шелаево.

2.5 Работа с родителями.

2.6 Влияние церковноприходской школы на жителей с. Шелаево, их морально- нравственные устои.

2.7 Отражение моральных принципов христианства в крестьянском труде.

Заключение.

Список использованной литературы и источников исследовательской работы.

Введение.

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества интерес к религии резко возрос.

Так распорядилась история, что православная вера играла главную роль на всех этапах Российского государства и именно она определила основные моральные и нравственные нормы поведения русского человека, способствовала просвещению Руси.

Тема. Выбор темы исследовательской работы «Влияние церкви на развитие образования и формирование морально-нравственных устоев населения (на примере с. Шелаево) непосредственно связан с моим личным интересом к истории села и православной культуре.

Актуальность. В последнее время довольно остро поставлен вопрос о формировании у подрастающего поколения чувства любви к своей Родине, понимания православных истоков русской государственности, нравственности, духовности и культуры. И изучение истории православия и истории церковно-приходских школ, особенно на примере родного села, поможет в этом.

Обзор литературы. В процессе работы над данным исследованием было рассмотрено большое количество источников посвящённых русской православной церкви и её влиянию на общество. Некоторые были использованы при написании работы. Среди них следует отметить: Игумен Георгий (Шестун) Православная школа. – М.: Издательство «Воскресная школа», Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2004-368 с., Каутский К. Происхождение христианства: Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1990-463 с.,Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Политиздат, 1987-336 с.

Цель. На основе подбора, систематизации и обобщения имеющихся источников проанализировать влияние церкви на развитие образования и формирование морально- нравственных устоев населения (на примере с. Шелаево), определить влияние церковно-приходской школы на судьбу жителей села, выявить элементы исторического опыта приемлемые для современной России.

Задачи:

  • проанализировать основные этапы развития православной церкви и государства в России;

  • изучить историю возникновения и существования церковно-приходской школы с. Шелаево;

  • определить степень воздействия церковно-приходской школы и её учителей на население;

  • выявить возможность использования исторического опыта в современных условиях.


Методы работы. Проведение учебно-исследовательской деятельности, связанной с подбором и анализом исторических источников, обобщением, систематизацией и анализом собранного материала:

-интервьюирование;

-опрос сторожил села;

-работа в краеведческом музее;

-работа с архивными документами;

-изучение литературы, связанной с темой работы.


Глава 1.

Основные этапы развития отношений православной церкви и государства в России.

1.1Язычество на Руси.

С давних времён восточная половина нынешней Европейской России была населена народами чудского и тюркского племён, жили славяне под разными местными названиями. Они жили небольшими общинами. Никаких установлений, связующих между собою племена, не было. Не было и признаков государственной жизни.

Славяно-русские племена управлялись своими князьками. Религия их состояла в обожании природы, в признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней природы, в поклонении солнцу, небу, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Главой славянских божеств был великий Сварог – бог вселенной. Его сыновья – Сварожичи – солнце и огонь, были носителями света и тепла, также у славян был бог скотоводства (Велес), бог внтров (Стрибог), и богиня, которая олицетворяла рождение всего живого (Макошь). Но со временем все эти боги отошли на второй план, а на первый план выдвигается бог Перун. Этот бог молнии игрома был олицетворением неиссякаемой природной энергии. Его укльт родился в княжеской дружинной среде.

Таким образом, видно, что религия входила в общественную (даже военную) жизнь. Даже князья, воеводы и дружина поклонялись богам, что делало религию не последней движущей силой в жизни людей.

Религиозные представления славян выражались в форме идолов, но у них не было ни храмов, ни жрецов, а потому их религия не могла иметь признаков повсеместности. Все познания славян переходили от поколения к поколению, продвигаясь вперёд очень медленно, но отношения с Византийской империей мало-помалу оказывали на русских славян образовательное влияние.

1.2. Владимир Святославич. Принятие христианства.

Вместе с христианской религией к нам из Византии – самой образованной в те времена державой – перешли и понятия государственные, и начала умственной и литературной деятельности.

Принятие христианства было переворотом, обновившим и оживившим Русь и указавшим ей историческую дорогу.

Этот переворот совершён Владимиром, получившим наименование Святого. Он прекрасно понимал необходимость принятия христианства. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Во-вторых, новая религия с её единобожием вполне соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом. В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще. В-четвёртых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны.

Крещение всей Руси заняло у Владимира несколько лет и не обошлось без насилия и кровопролития. Однако вместе с христианством на Русь пришла грамотность, стали создаваться первые школы, многие монахи вели высоконравственную жизнь, а затем становились подвижниками христианской идеи и христианской морали. Тем самым они оказывали сильное духовное и религиозное влияние на окружающий мир.

    1. Роль церкви в отношениях княжеств и Золотой Орды.

Пережив расцвет, Древнерусское государство распалось на множество земель и княжеств.

Междоусобицы русских князей были использованы ордынскими ханами. После нашествия монгольских орд Батыя Русь утратила национальную независимость. Господство монгольских завоевателей несло русскому народу бедствия и разорение. Среди раздоров, междоусобных браней, всеобщего одичания и татарских ратей церковь напоминала народу о былом величии, звала к покаянию и подвигу.

Даже Золотая Орда хорошо понимала значение церкви в жизни Руси, и потому вместо гонений на православное духовенство она освободила церковь от даней и объявила неприкосновенными её имения.

    1. Церковь в 18-19 веках.

Монастыри русской православной церкви с самого их возникновения выполняли важную роль крупных религиозных и культурных центров, а впоследствии хозяйственно- колонизационную (в хозяйственном освоении окраин страны), военно-оборонительную и миссионерскую (некоторые основывались специально с целью христианизации местного населения и утверждения православия на новых землях). Некоторые монастыри (например, Киево-Печёрская, Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры) пользовались значительным покровительством со стороны светской власти и в силу этого играли в определённые моменты российской истории значительную политическую роль. Указанные функции монастырей определяли политику к ним правительства. Эта политика на разных исторических этапах была неоднозначна: от покровительственных мер, особенно в ранний период (15-16 вв.) до мер, направленных к ограничению роста монастырей, что особенно характерно было в 18 веке. Неоднократно издавались законы об уменьшении числа монахов. Но эти законы и предписания обычно нарушались.

В 19-нач.20 века численность монастырей и монашествующих постепенно возрастала.

Учитывая важную роль православной церкви в укреплении самодержавия, царское правительство из года в год увеличивало количество молитвенных зданий, монастырей и армию духовенства.

В начале 60-х годов 19 века в России действовало 37428 церквей, 12392 часовни,614 монастырей, а уже в 1912 г. – 53902 церкви и 23204 часовни с 110970 священнослужителями, 985 монастырей, в которых находилось 86854 человека.

    1. Господство религиозных норм в области брачно-семейных отношений.

В дореволюционной России в области брачно-семейных отношений почти безраздельно господствовали религиозные нормы.

Церковный характер русской семьи складывался в течение ряда веков в процессе ожесточённой борьбы, которую вело православное духовенство при полной поддержке светской власти за искоренение не соответствующих каноническим правилам брачно-семейных обычаев древних славян.

В Древней Руси брак представлял собой имущественную сделку между родителями невесты и жениха. После принятия христианства законными считались только церковные браки, заключённые путём венчания. Венчанию предшествовал обряд обручения. Брак рассматривался православной церковью как таинство.

Брачно-семейные права сложились в основном в 18-19 веках. Со времён Петра 1 отмечаются отдельные попытки ввести правовые нормы, не соответствующие каноническим правилам. В конце концов, церкви пришлось пойти на уступки. Указ от 5 мая 1811 года окончательно отнёс все споры между супругами кроме дел о прелюбодеяниях и разводах, к компетенции светских судов.

    1. Церковь и школа.

Образование в России со времени принятия христианства и вплоть до 18 века было полностью сосредоточено в руках духовенства и носило исключительно религиозный характер. Первым правовым актом, в котором содержится программа постановки образования в Московском государстве, являются решения Стоглавого собора (1551 год). Собор и царь были обеспокоены не поголовной неграмотностью населения, а невежеством духовенства и ставили своей целью обеспечить подготовку квалифицированных церковных кадров.

Цели и направленность обучения в высшей школе раскрывались в инструкции директору Казанского университета от 17 января 1820 года, в которой говорилось: «Цель правительства в образовании студентов состоит в воспитании верных сынов православной церкви, верных подданных государю, добрых и полезных граждан Отечеству».

Во всех светских общеобразовательных школах основным предметом был закон Божий, обязательное преподавание которого неоднократно предусматривалось правовыми актами.

Для идеологического воздействия на трудящиеся массы, воспитания их в религиозно-монархическом духе, церковь максимально использовала печать, издавая громадное количество литературы. Среди духовных журналов есть: «Богословский вестник», «Братское слово», «Вера и разум», «Православный собеседник», «Православное обозрение», «Христианское чтение», «русский паломник», «церковно-приходская школа» и другие.

    1. Государство и церковь после Февральской буржуазно-демократической революции.

Закон Временного правительства от 14 июля 1917 года «О свободе совести» гласил: «каждому гражданину Российского государства обеспечивается свобода совести. Посему пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповеданию, и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры».

Практически и юридически никаких изменений в отношениях между государством и православной церковью после февраля 1917 года не наступило.

Временное правительство не отделило школу от церкви, не ликвидировало конфессиональные общеобразовательные учебные заведения, а лишь декларировало в законе от 20 июля 1917 года передачу всех школ, содержавшихся на государственные средства, в том числе церковных начальных школ ведомства православного исповедания, церковно-учительских школ и второклассных школ, в ведение министерства просвещения.

Всероссийский съезд православного духовенства и мирян, собравшихся в Москве в июне 1917 года, благословил Временное правительство и признал подчинение ему «общеобязательным». Вместе с тем, съезд решительно выступил против отделения церкви от государства, настаивал на признании православной церкви «первой между другими исповедуемыми в государстве религиями».

    1. Свобода совести в СССР.

Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции рабоче-крестьянская власть полностью разорвала многовековой союз между церковью и государством.

Советское право отменило законы Российской империи и Временного буржуазного правительства, законодательство закрепило качественно новые отношения между государством и религиозными организациями, гарантировало действительное осуществление свободы совести, отделение церкви от государства и школы от церкви.

Декрет Совета Народных комиссаров от 23 января 1918 года провозгласил отделение церкви от государства. Любые религиозные организации, функционирующие в государстве, обязаны соблюдать его законы, не выходить в своей деятельности за рамки установленного им порядка. Вместе с тем церковные постановления не имеют никакой силы в отношении государства.

В 1977 году была принята конституция, в которой было провозглашено право на атеистическую пропаганду. Запрещено возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. Равенство прав граждан СССР независимо от их отношения к религии.


Глава 2.

История церковноприходской школы с. Шелаево и её роль в образовании и формировании морально-нравственных устоев населения.

Ну, пошёл же, слава богу

Небо, ельник, да песок…

Н. А. Некрасов.

Люди по-разному могут относиться к церкви. В её истории есть пятна разного цвета. Но в целом можно с уверенностью сказать, что для села это был стержневой корень, та объединяющая сила, которая способствовала единению всех жителей села в одну большую деревенскую семью.

Высокий уровень нравственности, развитие школ, обучение письму и чтению – вот что давала православная церковь.

2.1.Здание церковноприходской школы с. Шелаево.

Церковно-приходские школы открывались на Руси при храмах и монастырях. В стародавние времена только единицы крестьянских детей могли обучаться грамоте. Батюшка или сельский дьячок обучали чтению псалтыря и несложным арифметическим действиям. К грамотеям на селе относились с особым почтением.

В конце 19 века стали строить школы и в сельской глубинке. В это же время открывают школу и в с. Шелаево.

Здание церковноприходской школы в нашем селе сохранилось до настоящего времени (приложение №….). Построено оно добротно, из рубленых брёвен, обмазано глиной. Состояла школа из пяти классных комнат (одна из них именовалась залой, где проходили праздники, хоровое пение), а так же канцелярии. Один класс отводился под жильё для учителей (при необходимости). В школе были высокие потолки, светлые окна. Оборудование в церковно-приходской школе было нехитрым: доска и мел у учителя, грифельные доски у учеников, чтобы писать, а затем стирать написанное после проверки. Учебный год длился с Покрова (14 октября) до Егория (6 мая), так как дети много помогали дома по хозяйству. На каникулы отводилось время Святок и три дня Пасхи.

В здании церковно-приходской школы до 1972 года размещались 5 классов Шелаевской средней школы. Сейчас это помещение распределено под квартиры жителей села Шелаево.

2.2.Учителя церковноприходской школы с. Шелаево.

В памяти сторожилов с. Шелаево сохранились имена учительниц церковноприходской школы. Были ими сёстры Красовские: старшая – Любовь Ивановна и младшая – Мария Ивановна. Они были дочерьми священника Иоанна Красовского, настоятеля храма Тихвинской Божией Матери.

Семья Красовских сыграла значительную роль в формировании морально-нравственных устоев населения сёл Богородицкое, Богоявленское и Боголюбовка (так назывались сёла Шелаево, Колыхалино и Ромашовка в церковных книгах).

Храм, а потом и школа формировали в народе наравне со знаниями желание жить по заповедям Божиим.

Красовская Любовь Ивановна начала свою педагогическую деятельность ещё в конце 19 века. Она была строгой и требовательной, но справедливой. Она не оставляла без внимания проступки и поощряла прилежание в учёбе. Благодаря ей те, кто воевал в Первую мировую войну могли написать домой письмо. Это Ханин Свирид Петрович, Глебов Михаил Митрофанович, Ханин Фрол Петрович.

Красовская Мария Ивановна была склонна к музицированию, перевезла из дома в школу старенькое пианино. Она увлекалась естествознанием, вела фенологические наблюдения. Очевидцы вспоминают, что у своего дома Мария Ивановна посадила различные виды деревьев (сосна, ель, туя, жасмин, сирень) для предметных уроков. Помимо уроков в школе она проводила с детьми много времени. Мария Ивановна водила своих подопечных в поле, к реке, на луга. Этим она развивала в детях наблюдательность и любовь к родной природе.

В судьбе М. И. Красовской произошёл крутой поворот с приходом советской власти. В школу пришли новые программы, и дочери священника места не нашлось. В с. Шелаево был организован комитет бедноты, и Мария Ивановна была принята туда секретарём. Она писала протоколы и на заседаниях правления колхоза «Красный Путиловец». Заработала себе пенсию, которая с годами увеличилась от 5 до 50 рублей.

Была Мария Ивановна по-христиански добродетельной. Помогала людям советом и делом. Житель нашего села, Вереин Иван Васильевич, стал ей почти сыном. Семья Вереиных была раскулачена. Сестра и брат Ивана Васильевича ушли на фронт, мать умерла. Малолетнего Ивана приютила Мария Ивановна Красовская. Иван Васильевич вспоминает, что бедность в доме была неимоверная. Текла крыша, из одежды – фуфайки, из «богатства» - дежники и скатерти из храмового имущества. Мария Ивановна приняла участие в судьбе Ивана Васильевича. Она благословила его брак с избранницей Марией, помогала воспитывать их дочерей Зою и Ирину. Девочки в школе отличались от сверстников начитанностью, хорошо учились. Сочинение Зои о памятнике было на выставке в Белгороде. Ира окончила школу с серебряной медалью. Именно Ира в детстве называла Марию Ивановну «маняней». Иван Васильевич всю жизнь был благодарен своей спасительнице. Под конец своей жизни Мария Ивановна тяжело болела, почти ослепла, у неё открылась гангрена ноги. Умерла Мария Ивановна Красовская 5 апреля 1964 года. Могилку (приложение №….)оберегают все из семьи Вереиных и помнят эту женщину как человека большой души и благородного сердца.

2.3. Церковноприходская школа начала 20 века.

Православие объединяло сельскую общину в единую большую семью. Центром воспитания в сельчанах благочестия являлась Христова церковь и церковноприходская школа при храме. Школы строились непосредственно рядом с церковью. В них (школах) преподавался Закон Божий, распевались молитвы и псалмы. Ученики посещали богослужения. Особо преуспевающие дети участвовали в них. Из жителей нашего села таковыми являлись:

-Тепляков Стефан Васильевич (читал псалтырь на клиросе);

-Ханин Свирид Петрович (пел на клиросе);

-Ханин Фрол Петрович (пел на клиросе);

-Зубцов Нестер Дмитриевич (пел на клиросе);

-Чурносова Анастасия Кирилловна (пела на клиросе, бала певчей на похоронах);

-Подерягина Марфа (пела на клиросе, певчей на похоронах);

-Косова Ольга (пела на клиросе, была певчей на похоронах);

-Вереина Ефросинья (пела на клиросе, была певчей на похоронах);

-Рагуткин Яков (пел на клиросе, научил свою безграмотную жену Софью читать псалтырь, и она читала на похоронах и поминках).

В школе учили чтению, письму, арифметике. Но не все новички доходили до выпуска. Девочки, освоив азы письма и чтения, через год- два оставались дома нянчить братьев и сестёр, прясть и помогать по хозяйству. Мальчики учились дольше, этого требовало государство. Военнообязанные должны быть грамотными. Окончившие школу, считались на селе большими грамотеями.

В первые годы советской власти открывались школы на селе для взрослых – ликбезы. И выпускники церковноприходской школы с. Шелаево Тепляков Стефан Васильевич и Зубцов Нестер Дмитриевич (приложение №…) обучали неграмотных односельчан. А Зубцов Н. Д. долгое время был заведующим избой-читальней (библиотекой) (приложение №…). Бывшая ученица церковноприходской школы Чурносова Анастасия Кирилловна зарекомендовала себя очень грамотной и была приглашена секретарём в райвоенкомат.

Учителя церковноприходской школы строго следили за успехами в учёбе своих воспитанников. Лучшие поощрялись подарками – книги, иконки, карандаши.

В Шелаевской церковноприходской школе обучался Бегичев Семён Афанасьевич (приложение №…). Мальчик жадно впитывал всё сказанное учителем. Любовь Ивановна Красовская рекомендовала ему учиться дальше: «У Семёна может быть большое будущее». Но у Афанасия Бегичева не было средств на оплату учёбы сына. Семёну пришлось работать с отцом в поле. Повзрослев, устраивается на станцию Валуйки. В гражданскую войну Бегичев Семён Афанасьевич возглавляет партизанский отряд украинских шахтёров. Имея запас прочных знаний, Бегичев С. А. окончил рабфак, ж/д институт и работал начальником железной дороги. Всю войну восстанавливал он ж/д полотно, двигаясь вслед за фронтом. Возглавлял Семён Афанасьевич и управление Московской окружной дороги. Награждён Бегичев С. А. И Орденом Ленина.

Начальная церковноприходская школа многим дала путёвку в жизнь:

Сидякин Марк Емельянович работал начальником ж/д грузового двора ,в годы Великой отечественной войны на Дальнем Востоке , награждён Орденом Красного Знамени.

Щеткин Терентий Стефанович в годы войны работал начальником порта на Дальнем Востоке.

Волконитин Андрей Аксентьевич стал учителем в Шелаевской школе. В годы Великой Отечественной войны вместе с Князевым Сидором он предотвратил угон 180 шелаевцев в Германию.

Тепляков Стефан Васильевич работал главным бухгалтером Шелаевского сельпо.

Братья Корякины – Сергей Андреевич (приложение №…), Анистрат Андреевич и Иосиф Андреевич для шелаевцев были большими помощниками. Написать письмо, грамотно составить прошение, заявление, жалобу. Приходили ответы с положительными решениями даже из СНК (Совета Народных Комиссаров).

Ханин Дмитрий Петрович был организатором колхоза «Красный Путиловец». Шальнев Лазарь Васильевич был первым председателем колхоза, затем возглавлял МТС. Ханин Д. П. И Шальнев Л. В. были награждены грамотами за подписью Сталина в 1936 году за организацию коллективного хозяйства.

Этот список можно ещё продолжить, но для примера этого будет достаточно.

2.4. Внеклассная работа в церковноприходской школе с. Шелаево

велась разная, но вся она вся была направлена на привитие ребенку любви к Родине, знание народных традиций:

-проводились беседы о праздниках христианской церкви, о приметах природы в календаре труда крестьянина.

-загадывались загадки. Например, «Летит зверек через божий домок. Летит и говорит – вот моя силка горит». (Ответ: церковь, пчела и восковая свеча). Или еще: «Загадаю загадку, перекину её через грядку. Будет моя загадка год годовать». (Ответ: календарь). Примечание: церковный календарь вешали на грядушку (дощечку) и не отрывали листики, а подвязывали тесемочкой к дощечке.

-хоровое пение молитв.

-на пасху дети выходили на горку и катали окрашенные яйца.

-на Сороки зазывали сорок сороков птиц, поднимая над головой печеные хлебы-жаварнушки.

-учили пословицы и поговорки о труде.

-инсценировали или читали по ролям басни, сказки и рассказы русских писателей – Крылова, Некрасова, Л.Н. Толстого, А.С.Пушкина.

2.5.Работа с родителями

Церковно-приходскую школу с. Шелаево содержали родители. В год они вносили определённое количество зерна, заготавливали дрова на зиму, белили классы внутри и обмазывали стены снаружи.

Любовь Ивановна Красовская не оставляла ни одного проступка своих учеников, сообщала родителям и добивалась послушания. Достаточно примера о том, как был проучен один из выпускников школы Ханин Фрол Петрович. Он окончил 4 класса и работал с отцом в поле. Однажды он не поздоровался с учительницей на дороге (далеко было, из переулка выходила). Любовь Ивановна сообщила об этом отцу Фрола. За непочтение был им высечен вожжами так, что при встрече потом картуз снимал и кланялся.

2.6. Влияние церковноприходской школы с.Шелаево на жителей, их морально-нравственные устои.

В школе ученики получали крепкие устои морали и нравственности. Так в сельской общине были учреждены дни милосердия. Их называли «помочи». Весной, летом и осенью в этот день, оставив все домашние заботы, люди шли на помощь вдовам и сиротам в работе на поле.

Сев, жатва, запашка под озимые – это святая обязанность перед обществом.

Добросердечные отношения среди родственников и соседей были нормой на селе. Если строили дом, то всем миром, женили всей родней и горе оплакивали сообща.

В годы испытаний жители еще теснее сплачивались. В 30-е годы раскулачивание коснулось сотен человеческих судеб, но даже под страхом наказания властей, люди помогали друг другу. Например, семья Аркатовой Марии нашла приют в избушке Вереина Трофима, четверо детей Акима Леонтьевича перезимовали у Фрола Ханина, где и своих-то было «семеро по лавкам». Вереина Татьяна Ивановна с малолетними детьми пряталась в скирде соломы у соседей. Дети её, когда выросли, обиды на страну не держали. Старшие, Сергей и Екатерина, ушли воевать, а младший, Иван Васильевич, с 13 лет работал наравне со взрослыми в поле.

А когда по стране прошла волна разорения храмов и докатилась до с. Шелаево, то многие односельчане разобрали по домам на хранение иконы, церковную утварь, книги, рушники с икон. А иконы Тихвинской Божией Матери не один десяток лет сохраняли Шелаева Татьяна Андреевна и её дочь Анастасия Лазаревна. Они надеялись, что наступит время, и её вернут на место. Икону эту постоянно переносили из дома в дом на похороны и поминки бывших её почитателей и прихожан храма.

Убеждения, сформированные у учащихся церковноприходской школой, были настолько крепкими, что даже в трудный час испытаний люди не принимали более легкого пути. Например, Ханин Свирид Петрович присягал перед полковым священником воевать « за веру, царя и Отечество». В огне Первой мировой войны он сражался бесстрашно, за что награжден четырьмя Георгиевскими крестами. И когда армия Деникина терпела крах на Перекопе, Свирид не воспользовался предложением шелаевцев перейти в Первую Конную армию.

Такую твердость убеждений воспитывала у своих учащихся церковноприходская школа.

Когда грянула Великая Отечественная война, все односельчане встали на защиту своей страны. Более 600 человек воевали на фронтах. Все остальные, от мала до велика, трудились, не покладая рук. Сеяли и пахали, обеспечивая фронт хлебом. Работавшие на железнодорожном узле станции Валуйки обеспечивали движение составов на фронт. Десятки наших односельчан погибли под бомбежками на сортировочной станции. Подростки с 10 – летнего возраста все работали в поле, носили снопы, собирали колоски, подносили воду. Те, кто был постарше, пахали на волах, лошадях и тракторах. 323 человека из числа тружеников тыла награждены юбилейной медалью « 60 лет Победы в великой Отечественной войне 1941-1945 г.г»

Жизнь на селе в годы войны была подчинена лозунгу «Все для фронта! Все для Победы!» Село притихло, люди с надеждой ждали. Похоронки полетели к концу 1944 и весь 1945 года шли, все больше « без вести». И опять горевали все сообща. Откуда силы брались?!

Силы для терпения получали от женщин, умудренным жизненным опытом, матерей и жен, проводивших на фронт сыновей, дочерей, мужей. Как провожали? С материнским благословением, тайком зашивая в одежду крестик или молитву Николаю Чудотворцу – защитнику воинства на суше и в море. А ещё в холщовый мешочек горсть земли от родного порога, чтобы вернулись живыми…

Друг к другу в селе были добро сердечны, делились щепоткой соли, закваской для хлеба, бежали к соседям за «жаром» из печки, чтобы растопить свою печку. Делом обычным было занять чугунок или ложку, если случались гости. Ведь жили все семьи настолько скудно, что элементарных вещей в быту не хватало. Однако жили по заповедям христианской церкви, которые были твёрдо усвоены в церковно-приходской школе и от родителей. А если кто-то нарушал эти заповеди, то о нём говорили: «Без креста во лбу».

Милосердие проявилось на ярком примере похорон погибших лётчиков в начале февраля 1943 года. Юные мальчишки на лыжах дошли до места падения самолёта, и нашли пилотов уже мёртвыми. Житель села Болдинов Ефим Савельевич привёз погибших в контору колхоза. Женщины приводили в порядок тела погибших, оплакивая горе

Шелаевская СОШ © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz