Суббота, 04.05.2024, 09:02Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Слово о полку Игореве1

Презентация к уроку (скачать)

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе

Тема урока: Исторический факт и его художественная

интерпретация в «Слове о полку Игореве».

Мифопоэтическая основа «Слова…»

Цель:

  1. интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси;

  2. показать, как находит отражение исторический факт в художественном произведении, чем «Слово» отличается от летописи;

  3. формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;

  4. воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.

Оборудование:

интерактивная доска, презентация; картины Н.К. Рериха "Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова "После побоища Игоря Святославича с половцами”, рисунок М.А. Рыбниковой "Плач Ярославны” и др.; гравюра В.А.Фаворского "Золотое слово Святослава”, карточки-информаторы, с содержанием которых ученики знакомятся заранее; карточки-итоги проведенной по тексту исследовательской работы;

1.«В «Слове о полку Игореве» народное

мировосприятие так сплавлено с письменной

культурой, что остаётся только с языческим

благоговением поразиться – это вершина

славянского духа, это образец самой

высокой литературы, это загадка для

последующих поколений».

Р. Бородулин

2.«Слово о полку Игореве», продолжающее

жить в сотнях произведений русской

литературы XIX и XX вв., мы вправе считать

произведением не только древней, но в

известной мере и современной литературы.

Оно живо и действенно, заражает своей

поэтической энергией и воспитывает

идейно, учит литературному мастерству и

любви к Родине».

Д. С. Лихачёв

Ход урока

I. Оргмомент.

-Ребята, уважаемые гости гости. Мы рады приветствовать всех сегодня на нашем необычном уроке. Необычном потому, что вести его будут два учителя. А вот почему два учителя – это вопрос, на который вам предстоит ответить в конце урока.

Сегодня мы будем говорить о древнерусской литературе, которую вы изучали и продолжаете изучать на уроках литературы и православной культуры. Чтобы сразу ввести вас в тему, проведём небольшую разминку.

II. Повторение изученного о древнерусской литературе.

а) Беседа

- Когда и как начиналась русская литература? (В конце X века, возникновение связано с принятием христианства).

- Какие произведения древнерусской литературы вы помните?

(«Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»,

«Домострой»,«Задонщина», др.)

- Известны ли имена их авторов?

(И да, и нет. Летописец Нестор, князь Владимир Мономах, игумен Киево-Печёрского монастыря Феодосий. Но чаще авторы ненизвестны).

- А какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

(Поучение, повесть, слово, хождение, житие, летопись).

б) Викторина.

- А сможете ли вы узнать жанр произведения по его определению?

  • Это проникновенная беседа о духовных ценностях (поучение)

  • Произведение, повествующее, как правило, о важных исторических событиях (повесть)

  • Описание духовных подвигов и добрых дел святых даётся в … (житии)

  • В этом произведении ведётся повествование о событиях исторической важности, расположенных по летам, т. е. в хронологической последовательности (летопись)

  • Рассказ о далеких путешествиях (хождение)

  • Образец торжественного красноречия – это … (слово)

III. Сообщение темы и цели урока

- Как вы думаете, ребята, чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю?

(Несут знания о наших предках: о событиях, людях)

Вступительное слово учителя.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о произведении, созданном в XII веке, но которое и поныне влечёт к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит. Оно переведено на десятки языков, вошло в золотой фонд мировой литературы. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвящённых этому произведению, пять тысяч книг и исследовательских статей посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию его символов, намёков и иносказаний.Оно вдохновляет на создание произведений художников и музыкантов.

Сегодня мы будем говорить о «Слове о полку Игореве», которое и через много лет будут читать дети ваших детей, внуки ваших внуков.

Читая это творение, мы узнаём, что такое доблесть и мужество, отвага и верность. Мы видим бескрайнюю южную степь, в которой алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Мы слышим, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щёлканье, как звенят мечи, как раздаётся конский топот, как звучат похоронные плачи.

О «Слове о полку Игореве» вы слышите не впервые, и наш сегодняшний разговор не последний.

- Как вы думаете, ребята, в древнерусском произведении всё является правдой? (нет, в нем много авторского)

Сегодня на уроке, интегрируя материалы разных источников (истории, литературы, православной культуры, изобразительного искусства), мы будем говорить об историческом факте и его отражении в «Слове о полку Игореве». Мы попытаемся доказать, что «Слово» имеет мифологическую основу, что оно своеобразно и неповторимо.

Тема нашего урока – «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве».Мифопоэтическая основа произведения.

(Интерпретация – это истолкование).

IV. Работа над «Словом о полку Игореве»

-Чтобы наша работа была эффективной, мы в процессе урока будем заполнять таблицу, она у каждого из вас лежит на парте. Помогать нам будут историки и литературоведы, назначенные заранее.

Факты истории , отразившиеся в «Слове о полку Игореве»

Мифопоэтическая основа «Слова о полку Игореве»




Историки

1.- Начнём с истории открытия «Слова о полку Игореве», повторим ее еще раз. (сообщение ученика)

Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре

г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было "Слово…”.

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. "Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

В 1812 г. сборник, включавший "Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия "Слова…”, выполненная для Екатерины II.


2. Русь в XII веке.

- В основу «Слова» положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 году против половцев. Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории. О том, что представляла собой Русь в XII веке, нам расскажет…

(сообщение учащегося у карты).

В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли.

Учитель. Вот такие сведения дает история Отечества.

3.- О походе князя Святослава Киевского в 1184 году расскажет ….

(сообщение ученика)

В 1184 году князья южной Руси во главе со Святославом Киевским, двоюродным братом Игоря пошли против половцев, одержали крупную победу и взяли в плен 7 тысяч человек, в том числе 417 половецких князей, даже знаменитого хана Кобяка, множество лошадей и разного оружия.

Слава о громкой победе Святослава разнеслась по всей Русской земле. Многие завидовали такой славе, среди них князь Новгород-Северский Игорь, который не успел принять участие в объединённом походе русских князей из-за весенней распутицы.

Позднее князь Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 28 апреля 1185 года). Но он закончился для Игоря бесславно: рать почти полностью была уничтожена (осталось всего 15 человек, а ковуев-наёмников и того меньше), князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал: 11 дней добирался до пограничного города Донца, убегая от погони.

- О том, как происходили события похода, рассказывают летописи. А нам об этом расскажет…

4.(сообщение учащегося «Сравнение повествования о походе князя Игоря в летописи и «Слове»).

Современники по-разному оценивали события 1185 года. Мы узнаём об этом из двух древних летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междо усобных войнах и причинил много страданий Русской земле.
  Рассмотрим подробнее события, изображённые в Ипатьевской летописи (слайд: таблица «Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова»).


План событий по Ипатьевской летописи

План событий по композиционным частям «Слова»

1.Выступление в поход Игоря.

1.Вступление.

2.Солнечное затмение.

2.Сборы в поход, предзнаменование.

3.Присоединение к войску буй-тур Всеволода.

3.Первый бой.

4.Первое удачное столкновение с половцами.

4.Сон.

5.Неудачи второго боя.

5.Второй бой.

6.Ранение и пленение Игоря.

6.История сражения с половцами.

7.Набеги половцев на Русь.

7.Поражение.

8.Побег Игоря.

8.Лирическое отступление о междоусобицах.


9.Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.


10.Обращение к князьям.


11.Плач Ярославны.


12.Возвращение Игоря.


13.Приветственная встреча

Учитель.- Так изображаются события 1185 года. Сравним летописное повествование с повествованием в «Слове».

-Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской летописи?

- Какие композиционные части свойственны только «Слову»?

Вывод ученика:

1.Можно отметить, что в «Слове» повествование более лиричное, эмоциональное, окрашено авторским отношением к излагаемым событиям.

2.В «Слове» есть композиционные части, а именно: авторское вступление и лирическое отступление о междоусобицах, «Золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны, присущие только этому произведению.

-Давайте заполним графы таблицы. Вспомните, какие исторические реалии нашли отражение в произведении.

Факты истории, отразившиеся в «Слове о полку Игореве»

Мифопоэтическая основа «Слова»

Поход князя Игоря 1185года

Повествование более лиричное, эмоциональное

Реально существующие лица:

  • русские князья Святослав, Игорь, Всеволод

  • половецкие князья Гзак, Кончак, Шарукан

Есть вступление, лирические отступления, «золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны

Географические названия:

  • реки Дон, Донец, Оскол, Каяла

  • города Новгород-Северский, Курск, Киев, Путивль





Шелаевская СОШ © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz