Суббота, 04.05.2024, 09:02 | Главная | Регистрация | Вход | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт учителя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Меню сайтаПоискМини-чатСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Слово о полку Игореве1
Презентация к уроку (скачать) Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе Тема урока: Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…» Цель:
Оборудование: интерактивная доска, презентация; картины Н.К. Рериха "Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова "После побоища Игоря Святославича с половцами”, рисунок М.А. Рыбниковой "Плач Ярославны” и др.; гравюра В.А.Фаворского "Золотое слово Святослава”, карточки-информаторы, с содержанием которых ученики знакомятся заранее; карточки-итоги проведенной по тексту исследовательской работы;
1.«В «Слове о полку Игореве» народное мировосприятие так сплавлено с письменной культурой, что остаётся только с языческим благоговением поразиться – это вершина славянского духа, это образец самой высокой литературы, это загадка для последующих поколений». Р. Бородулин 2.«Слово о полку Игореве», продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине». Д. С. Лихачёв Ход урока I. Оргмомент. -Ребята, уважаемые гости гости. Мы рады приветствовать всех сегодня на нашем необычном уроке. Необычном потому, что вести его будут два учителя. А вот почему два учителя – это вопрос, на который вам предстоит ответить в конце урока. Сегодня мы будем говорить о древнерусской литературе, которую вы изучали и продолжаете изучать на уроках литературы и православной культуры. Чтобы сразу ввести вас в тему, проведём небольшую разминку. II. Повторение изученного о древнерусской литературе. а) Беседа - Когда и как начиналась русская литература? (В конце X века, возникновение связано с принятием христианства). - Какие произведения древнерусской литературы вы помните? («Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой»,«Задонщина», др.) - Известны ли имена их авторов? (И да, и нет. Летописец Нестор, князь Владимир Мономах, игумен Киево-Печёрского монастыря Феодосий. Но чаще авторы ненизвестны). - А какие жанры древнерусской литературы вы знаете? (Поучение, повесть, слово, хождение, житие, летопись). б) Викторина. - А сможете ли вы узнать жанр произведения по его определению?
III. Сообщение темы и цели урока - Как вы думаете, ребята, чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю? (Несут знания о наших предках: о событиях, людях) Вступительное слово учителя. -Сегодня на уроке мы будем говорить о произведении, созданном в XII веке, но которое и поныне влечёт к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит. Оно переведено на десятки языков, вошло в золотой фонд мировой литературы. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвящённых этому произведению, пять тысяч книг и исследовательских статей посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию его символов, намёков и иносказаний.Оно вдохновляет на создание произведений художников и музыкантов. Сегодня мы будем говорить о «Слове о полку Игореве», которое и через много лет будут читать дети ваших детей, внуки ваших внуков. Читая это творение, мы узнаём, что такое доблесть и мужество, отвага и верность. Мы видим бескрайнюю южную степь, в которой алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Мы слышим, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щёлканье, как звенят мечи, как раздаётся конский топот, как звучат похоронные плачи. О «Слове о полку Игореве» вы слышите не впервые, и наш сегодняшний разговор не последний. - Как вы думаете, ребята, в древнерусском произведении всё является правдой? (нет, в нем много авторского) Сегодня на уроке, интегрируя материалы разных источников (истории, литературы, православной культуры, изобразительного искусства), мы будем говорить об историческом факте и его отражении в «Слове о полку Игореве». Мы попытаемся доказать, что «Слово» имеет мифологическую основу, что оно своеобразно и неповторимо. Тема нашего урока – «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве».Мифопоэтическая основа произведения. (Интерпретация – это истолкование). IV. Работа над «Словом о полку Игореве» -Чтобы наша работа была эффективной, мы в процессе урока будем заполнять таблицу, она у каждого из вас лежит на парте. Помогать нам будут историки и литературоведы, назначенные заранее.
Историки 1.- Начнём с истории открытия «Слова о полку Игореве», повторим ее еще раз. (сообщение ученика)
Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было "Слово…”. В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. "Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес. В 1812 г. сборник, включавший "Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия "Слова…”, выполненная для Екатерины II.
2. Русь в XII веке. - В основу «Слова» положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 году против половцев. Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории. О том, что представляла собой Русь в XII веке, нам расскажет… (сообщение учащегося у карты). В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли. Учитель. Вот такие сведения дает история Отечества. 3.- О походе князя Святослава Киевского в 1184 году расскажет …. (сообщение ученика) В 1184 году князья южной Руси во главе со Святославом Киевским, двоюродным братом Игоря пошли против половцев, одержали крупную победу и взяли в плен 7 тысяч человек, в том числе 417 половецких князей, даже знаменитого хана Кобяка, множество лошадей и разного оружия. Слава о громкой победе Святослава разнеслась по всей Русской земле. Многие завидовали такой славе, среди них князь Новгород-Северский Игорь, который не успел принять участие в объединённом походе русских князей из-за весенней распутицы. Позднее князь Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 28 апреля 1185 года). Но он закончился для Игоря бесславно: рать почти полностью была уничтожена (осталось всего 15 человек, а ковуев-наёмников и того меньше), князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал: 11 дней добирался до пограничного города Донца, убегая от погони. - О том, как происходили события похода, рассказывают летописи. А нам об этом расскажет… 4.(сообщение учащегося «Сравнение повествования о походе князя Игоря в летописи и «Слове»). Современники
по-разному оценивали события 1185 года.
Мы узнаём об этом из двух древних
летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской.
Лаврентьевская летопись резко осуждает
Игоря, изображая его самонадеянным и
честолюбивым князем, недальновидным
полководцем. В Ипатьевской летописи
нет прямого осуждения князя, он вызывает
даже сочувствие не только достойным
поведением во время битвы, но и раскаянием
в том, что участвовал в междо усобных
войнах и причинил много страданий Русской земле.
Учитель.- Так изображаются события 1185 года. Сравним летописное повествование с повествованием в «Слове». -Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской летописи? - Какие композиционные части свойственны только «Слову»? Вывод ученика: 1.Можно отметить, что в «Слове» повествование более лиричное, эмоциональное, окрашено авторским отношением к излагаемым событиям. 2.В «Слове» есть композиционные части, а именно: авторское вступление и лирическое отступление о междоусобицах, «Золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны, присущие только этому произведению. -Давайте заполним графы таблицы. Вспомните, какие исторические реалии нашли отражение в произведении.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шелаевская СОШ © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz |